Федеральную службу судебных приставов наделили новыми полномочиями по контролю над деятельностью кредитных и микрофинансовых организаций. Какие изменения произошли в законе о возврате задолженности? Как будет происходить контроль над микрофинансовыми организациями? На эти вопросы продюсера радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой ответила начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юлия Якупова.
— Юлия, долги выбивают коллекторы. На ваш взгляд, почему работу коллекторов доверили банкам и МФО?
— Коллекторами называют тех, кто взыскивает долги. Но это мнение несколько ошибочно, потому что кредитные организации и микрофинансовые организации и сейчас имеют право самостоятельно взыскивать долги.
— В связи с новыми полномочиями банки и микрофинансовые организации будут сами работать с должниками. Какие виды воздействия на должников вы будете контролировать?
— Новые полномочия, которые были предоставлены ФССП России, касаются в основном только должностных лиц. То есть ранее, как я уже сказала, и банки, и микрофинансовые организации имели право самостоятельно взаимодействовать и взыскивать просроченную задолженность. В настоящее время для банков и микрофинансовых организаций изменились только условия работы. С сентября 2024 года кредитные и микрофинансовые организации должны обладать оборудованием и программным обеспечением. Требования к ним установлены приказом ФССП России № 134 от 6 мая 2024 года. Ранее такие жесткие требования выдвигались только для профессиональных коллекторских организаций. Что же касается того, какие виды взаимодействия будет контролировать ФССП, то ответ прост. Это все виды, которые определены 230-м федеральным законом. То есть это личные встречи, телефонные переговоры, текстовые и голосовые сообщения, почтовая корреспонденция и иные взаимодействия.
— Как будет осуществляться контроль? Это будут делать специальные люди, может быть, новая служба появится или обычный пристав?
— Судебный пристав-исполнитель не имеет отношения к контролю по возврату просроченной задолженности. В каждом территориальном органе ФССП России с 2017 года создан отдел контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Именно в полномочия этого отдела и в полномочия его сотрудников входит контрольный надзор за деятельностью по возврату просроченной задолженности. По сути, расширили полномочия сотрудников указанных отделов.
— Банки и микрофинансовые организации имеют право использовать все доступные способы. Должен ли должник давать свое согласие на использование этих способов?
— Согласие должника на использование способов не предусмотрено. Но он может отказаться от взаимодействия со своим кредитором или с представителем кредитора. Важным условием для этого является наличие просроченной задолженности, которой уже не менее четырех месяцев. Заявление об отказе от взаимодействия должно быть заполнено по форме, предусмотренной приказом ФССП. Направить его необходимо кредитору или представителю кредитора способами, которые предусмотрены 230-м федеральным законом, — на электронную почту, которая официально фигурирует на сайте кредитора или его представителя, через нотариуса, заказным почтовым отправлением, лично под расписку.
— Если должник отказался, но все равно с ним пытаются связаться этими способами, что тогда делать?
— В данном случае гражданин по месту проживания может обратиться в территориальное управление службы судебных приставов с соответствующим заявлением и приложить к нему доказательства, подтверждающие нарушение 230-го федерального закона. То есть, если с ним взаимодействуют посредством телефонных переговоров, необходимо будет приложить детализацию телефонных переговоров. Если есть техническая возможность, то нужна аудиозапись телефонного разговора. Если поступают текстовые, голосовые и иные сообщения, соответственно, необходимо приложить скрины текстовых сообщений, запись голосового переговора, сведения о номере, с которого происходит взаимодействие, а также указать дату.
— Мы уже перечислили несколько способов, с помощью которых банки будут связываться с должниками. Один из них — сайт «Госуслуги». Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом способе.
— Взаимодействие с использованием сайта «Госуслуги» осуществляется путем направления через единую систему межведомственного и электронного взаимодействия в личный кабинет должника.
— Сейчас, к сожалению, очень многие мошенники используют этот сайт в своих схемах. Не будут ли люди думать, что это мошенники присылают им сообщения, а не банки или микрофинансовые организации? Как понять разницу?
— Действительно, сейчас мошенники используют много способов, в том числе и «Госуслуги», и, к сожалению, двухфакторная аутентификация иногда не спасает людей. В данном случае, если вам приходит уведомление, и оно вызывает сомнения, вы не уверены, что оно действительно через «Госуслуги» поступило, рекомендую зайти на официальный сайт и проверить свои сообщения и уведомления. Если все-таки сомнения остаются, вы можете написать в техподдержку сайта.