От домашней мастерской — до крупного бизнеса. Многие южноуральские предприниматели начинали свой путь именно с творчества. Как хобби превратить в свое дело? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказала основатель и владелица студии SMO_LAAA Юлия Стародубцева.
— Юлия, когда вы начали заниматься эпоксидной смолой? Что это такое?
— Это творческое направление. Из эпоксидной смолы можно создать абсолютно любое изделие, начиная от посуды, заканчивая стенами, полами и, как мужчины любят говорить, лодки можно покрывать эпоксидной смолой. Изначально в 2019 году я работала в керамике, она имитировала камни. Клиенты, как правило, спрашивали о том, можно ли сделать керамику более розовой или более синей. Я задалась вопросом, как этот камень можно сделать своими руками. В поисковике в интернете нашла эпоксидную смолу. В 2020 году началась пандемия. Итальянская компания, с которой мы работали, прекратила свою основную деятельность. Сейчас она работает, но не в тех объемах, как раньше. Следовательно, я была вынуждена искать какое-то новое направление, и пошла в эпоксидную смолу, создавать камни своими руками.
— Сначала это было больше хобби. Как вы придумали сделать из этого бизнес?
— Это получилось, на самом деле, благодаря людям, которые проявляли интерес. Люди начали заказывать изделия. Изначально я делала их просто для себя. Мои знакомые тоже захотели такие изделия. После чего моя подруга попросила мастер-класс. Пришла ко мне, а потом рассказала своим подругам. И по сарафанному радио началось само, как снежный ком расти, превращаться в бизнес. Это подтолкнуло меня снимать площадки, кабинеты для того, чтобы проводить мастер-классы.
— По сути, вы начали с нуля. Сложно было?
— Несложно. Потому что трендовое направление. Самое сложное — научиться это делать, то есть узнать технику, механику. Сейчас очень много курсов, обучающих программ. Если ты умеешь создавать имитацию камней, тебе очень легко, и клиенты сами начнут подтягиваться, потому что это очень интересное направление, очень красивое.
— Были ли первое время какие-то трудности, например, привлечь аудиторию больше или найти еще больше информации. Потому что, насколько я помню, в 2019 году эта тема не была еще такой широкой и известной, как сейчас.
— Да, в самом начале было колоссальное количество ошибок, непонимание абсолютное, какой материал использовать, чем техническая смола отличается от творческой смолы. Потому что, действительно, направления разные. Сейчас, кстати, мы сами являемся производителем творческой смолы. Производство у нас контрактное, находится оно в Санкт-Петербурге. Помимо того, что у меня студия, где мы проводим мастер-классы. Единственное, конкуренция выросла, раньше ее не было. Да, сложно находить трафик. Но, на самом деле, «ВКонтакте» и Avito очень классные площадки для продажи и реализации изделий.
— Насколько ваше дело сейчас прибыльно?
— Достаточно прибыльно. Прямо сумму назвать?
— Если не секрет.
— Да, не секрет. В целом студия приносит, как правило, 150-200 тысяч рублей чистыми. Это одна студия. Сейчас я развиваю франшизу. Но помимо этого у меня есть еще онлайн-курс и производство эпоксидной смолы. Продаем мы по всей России. В совокупности 300 тысяч рублей — это железно в месяц.
— Вы сейчас продолжаете сами делать изделия или уже делегировали полномочия и больше занимаетесь студией, обучениями?
— У меня есть базовый прайс на мастер-классы, которые проводят девушки-художники в студии. Сложные изделия мне самой интересно делать, я все-таки художник, мне это очень нравится, я беру на себя. Я очень много делаю к себе домой. Сейчас веду рубрику, что я делаю ремонт дома и добавляю туда очень необычные изделия из эпоксидной смолы: кресла, зеркала и так далее.
— А поначалу все делали сами?
— Все делала сама — от и до. После чего наняла помощницу. Потом, по мере роста спроса, команда расширялась.
— В 2022 году был еще один кризисный период для экономики. После начала специальной военной операции многие предприниматели столкнулись с санкциями, нехваткой материала, проблемами с логистикой. Как на вашем бизнесе это отразилось?
— Большая часть важных компонентов для эпоксидной смолы закупалась в Европе, и поставки к нам прекратились. Мы молодцы, что разработали собственную формулу. Теперь наша эпоксидная смола даже лучше, чем была тогда. Справились. Но полгода мы сидели без материала, было сложно. По термозащите до сих пор решаем вопрос. Это покрытие для столов. Сейчас мы используем обычный автомобильный лак, он тоже крепкий, держит температуру. Столы получаются глянцевые, шикарные. Что касается студийного направления. У меня много учеников со всего мира. В тарифе, где я лично обучаю, мы отправляли огромную коробку материалов, чтобы человек, приобретая курс, не искал их. У нас девочки в Финляндии открывали студии, девочки занимаются в Америке и Испании. Много где. По России, естественно, тоже. Сложность в отправлении — мы не можем никуда отправлять коробки. Максимум, что можем предложить — это тариф без материалов. Но мы помогаем всем ученикам даже в их странах найти материалы, подобрать их качественно, чтобы все получалось с первого раза.