В Челябинске проходит шестая Уральская индустриальная биеннале. Российские и иностранные художники приезжают знакомиться с культурой и индустриальным наследием Южного Урала. О событиях в рамках форума корреспонденту радио «Business FM Челябинск» Соне Дегтяревой рассказали куратор программ арт-резиденций биеннале Владимир Селезнев и художник, основатель международного проекта «Карантин» и галереи «Шлекер» Леонид Харламов.
— Площадки биеннале находятся в разных частях Челябинской области. В частности, в самом Челябинске, в Кыштыме, Сатке, поселке Сокол под Снежинском. Владимир, почему мы говорим о том, что Уральская биеннале особенная?
— Исходя из названия. У нас индустриальная биеннале. Больше нигде во всем мире нет другой такой биеннале, которая брала бы индустриальность, то, чем мы можем гордиться, в название и пропускала ее через искусство. Или внедряло искусство в индустриальные объекты, или работало с местными предприятиями как с материалом. Мы исследуем индустриальное наследие, которого у нас на Урале очень много. Вот поэтому особенность Уральской биеннале как раз в ее индустриальности.
— Леонид, сейчас есть специальный проект. Что это за проект?
— Наш проект называется DAKC — Deutschland Akademie der Kunste in Chelyabinsk. Это немецкая академия искусств в Челябинске. Мы с моим напарником придумали этот проект несколько лет тому назад, и это уже третий раз, когда мы можем его реализовать. Первый раз было в Краснодаре, потом в Красноярске, теперь мы в Челябинске. Смысл заключается в том, что мы пытаемся за сжатый период, за две недели, сымитировать немецкую академию. В России система обучения творческих людей отличается от той, в которой мы находились, поэтому мы решили провести такой эксперимент и этим путем сравнить две системы, это первое. Второй аспект — мы задаемся вопросом насколько возможно вообще обучать свободному и современному искусству. И если это возможно, то как.
— То есть, лаборатория уже запущена, студенты набраны. Сколько человек пришло?
— Заявок было подано больше 60. 70, по-моему. И мы выбрали 20 человек.
— На каком этапе сейчас они?
— Мы поделили студентов на две группы. Одна — это класс моего напарника, а другая — мой. Поэтому я отвечаю за свой класс. Мы сейчас находимся на этапе возникновения концепции, идеи. Потом я своим студентам даю определенные задания, упражнения.
— Владимир, когда широкий зритель сможет ознакомиться с результатами работы?
— Окончание академии, это, по сути, итоговая выставка, которая пройдет в самоорганизованном пространстве «Клоповник». Всем участникам будут вручаться дипломы. Академия как бы ненастоящая, но профессора ставят оценки и, соответственно, при выпуске всем будут вручаться дипломы, а студенты-художники покажут свои дипломные работы на этой выставке.
— Это будет хорошее портфолио для тех, кто прошел курс.
Леонид Харламов: Это возможность для молодых начинающих художников быть частью такого масштабного события, как Уральская биеннале. Возможность представить свои работы на выставке.
— Леонид, может для них это быть толчком для развития?
— Об этом сами художники нас все время спрашивают. Конечно, у нас есть такой опыт. Со студентами прошлых академий у нас до сих пор есть контакты и мы, если это возможно, сотрудничаем.
— Возможно, что и в другие проекты их будут приглашать?
Леонид Харламов: Вообще возможно все. На самом деле в искусстве нужно быть активным, и, в конце концов, тебя заметят. На эту выставку придет большое количество народа и среди них будут профессионалы. Там возможно, что заметят. Возможно, и не заметят.
Владимир Селезнев: Зимой в городе Киле Детлеф Шлагхек, второй компаньон Леонида, делал выставку, на которой как раз были участники из Красноярской школы двухгодичной давности. То есть, в принципе, и такие сотрудничества есть.
— Владимир, в рамках биеннале проходит не только лаборатория. Какие еще мероприятия ожидаются?
— Я всех приглашаю на публичную программу, которая будет параллельно нашей выставке. Она пройдет и в пространстве «Клоповник», где будет выставка, и в Доме фотографа. Это будет очень интересно, рассчитано на широкую публику. Кроме этого, будут запущены «Маршруты биеннале». Из Екатеринбурга 29 мая приедет автобус со зрителями, которые смогут посетить выставку. Также будут курсировать маршруты по всем точкам Челябинской и Свердловской областей, где у нас представлены работы наших резидентов.