Ремонт и содержание дорог — это не только капитальные работы и поддержание полотна в нормативном состоянии. Это — безопасные и чистые обочины, комфортные и благоустроенные площадки для отдыха водителей и не только. В каком сейчас состоянии дороги в Челябинской области? Ответственному редактору радио «Business FM Челябинск» Ивану Сухоносову рассказал об этом начальник федерального казенного учреждения Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьев.
— Из последних новостей — окончание ремонта участка дороги в Сосновском районе. Расскажите, почему этот участок настолько важен?
— Это завершение одного из ремонтов, которые предусмотрены программой дорожных работ этого года. В Сосновском районе проходит, наверное, самая важная и значимая часть трассы М-5, соединяющая Уфу с Челябинском. На подъезде к городу эта дорога пользуется колоссальным спросом среди жителей Челябинска и Челябинской области, владельцев транзитных транспортных средств. Интенсивность на этом участке доходит до 30 тысяч автомобилей. В пиковый сезон в августе, может быть, и больше. Все понимаем, что у любого конструктивного элемента есть свой срок службы. Это касается и покрытия дорожной одежды. Дорога уже требовала ремонта, и в этом году было достаточно много жалоб со стороны пользователей на состояние покрытия. Наверное, многие заметили, что в этом году помимо этих 15 километров ремонта еще порядка 50 километров было также отремонтировано с опережением срока. Это завершение части работы, которая позволяет дороге быть безопасной и комфортной.
— То есть была проведена глобальная реконструкция?
— Проведены работы, связанные с заменой покрытия, элементов обустройства. Это текущий ремонт. Глобальная реконструкция у нас проводится дальше. Многие, кто ездит до Уфы, думаю, заметили тот колоссальный объем работ, который мы выполняем сейчас по реконструкции, расширению до четырех полос движения и со стороны Башкирии, и между Чебаркулем и Миассом. У нас сейчас в работе участок в 10 километров. В прошлом году сделали 4 километра. В этом году продолжаем работать и введем полностью в следующем году эти 10 километров уже четырехполосной дороги.
— Отлично. Поговорим о дорожном сервисе. Как сделать дороги не только безопасными, но и качественными, чтобы они были удобные? Это и обочины удобные, какие-то сервисы. Каким образом это можно сделать? Какая работа вообще в этом направлении ведется?
— В этом году уже было несколько мероприятий по линии министерства транспорта, касающихся формирования концепции «Дорога, как услуга». То есть не только хорошее покрытие, не только безопасная дорога, но именно возможность пользователя получить удобное перемещение и удобные места отдыха. Тут такая увязка работы и дорожников, и бизнеса, который рядом с дорогами не может строить многофункциональные объекты. Мы со своей стороны при проектировании закладываем большие площадки отдыха для того, чтобы могли разместиться транспортные средства, транзитные машины, которые едут из субъекта в субъект. Предоставляем бизнесу возможность примыкать к этим площадкам для того, чтобы построить кафе, гостиницы. Это же не только эстетическая составляющая. Мы все видим, когда едем по М-5, что полуразрушенные кафе предоставляют услуги сомнительного качества. С региональными властями мы эту работу тоже ведем. Обязываем собственников привести в порядок, чтобы было эстетически красиво, безопасно, можно было туда съехать. Это зона ответственности именно бизнеса. Если не получается, то эти объекты просто демонтируются. Хороший пример — в прошлом году на участке Челябинск — Екатеринбург убрали несанкционированные объекты дорожного сервиса. Участок выглядит красиво и, самое главное, безопасно.
— Это же комплексная работа. Насколько быстро получается договориться с бизнесом? Потому что, действительно, есть участки дорог, которые заслуживают того, чтобы там прибраться.
— Есть уже достаточно много хороших примеров. Это, прежде всего, сетевые заправочные комплексы. Все прекрасно видят, когда хороший, современный заправочный комплекс предоставляет услуги не только заправки автомобиля, но и хорошее кафе, хорошую уборную. Сейчас работа направлена, прежде всего, с этой частью бизнеса. Но инвесторы заинтересованы.
— Есть инвесторы?
— Да. Есть инвесторы, которым это интересно. С тем количеством трафика, которое мы видим сейчас на дорогах — увеличение каждый год процентов на 15-20 в нашем направлении — это будет интересно и бизнесу. Самое главное, пользователи получат те необходимые услуги, в которых, действительно, нуждаются.
— У бизнеса есть доступ к проектам? Например, хотят площадку дополнительную или расширение полосы.
— Это все в режиме диалога. Мы готовы учитывать пожелания в рамках строительных норм и правил законодательства. Такая работа уже ведется на протяжении нескольких лет. Есть хорошие примеры.
— Сколько процентов четырехполосной дороги будет на направлении Челябинск — Уфа?
— К концу 2025 года, когда мы закончим реконструкцию 60 километров дороги от границы с Башкирией, порядка 50% дороги будет в четырехполосном исполнении. Но останется самое сложное — горнозаводская зона. Сейчас уже разработаны проекты еще на 80 километров. Продолжаем дальше проектировать для того, чтобы все было на низком старте, и мы могли после завершения одних работ приступить к выполнению других.