Страхование ответственности директоров от управленческих ошибок — обычная практика на Западе, где порядка 90% крупных компаний используют этот инструмент. Для России такой вид страхования является относительно новым, в нашем регионе не первый год страхует ответственность своих должностных лиц, к примеру, ММК. Почему о страховании ответственности стоит задуматься всем предпринимателям, BFM74 рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры международного менеджмента международного факультета ЮУрГУ Владимир Чернов.
Страхование ответственности — вполне логичное решение. Если этими вопросами не заниматься, может получиться так, что действия менеджеров нанесут серьёзный ущерб компании. Знаю, что на многих предприятиях России и Челябинской области такая работа ведётся. НА ММК, к примеру, производство очень масштабное, большой объём продукции идёт за рубеж. Финансовый рынок сейчас неустойчивый, и если вдруг изменятся условия каких-то крупных международных контрактов, компания может понести существенные потери. Посмотрите на ЧТЗ. Сколько за последнее время было неблагоприятных ситуаций, но завод работает, и если бы это был мелкий бизнес, он мог бы исчезнуть после первой же нештатной ситуации. Часто беда приходит оттуда, откуда не ждёшь. Вспомните «Песнь о Вещем Олеге». Олегу предсказали смерть от коня, но конь умер раньше. Казалось, что предсказание не сбудется. Как закончилась эта история — вы помните.
Страхование ответственности — только один из компонентов управления рисками. И малому, и среднему бизнесу я бы посоветовал не просто страховать ответственность, а мыслить шире и тоже, как ММК, выстраивать целую систему. Просто на крупном предприятии есть возможность создать целый штат сотрудников, которые могут узко, но глубоко анализировать каждый конкретный риск. На маленьком предприятии таких возможностей нет. И ещё один нюанс — постановка системы управления рисками во многом зависит от позиции генерального директора. Если он трезво оценивает риски и при этом имеет здоровый авантюризм — дело пойдёт.
Застраховать теоретически можно всех, вплоть до мастеров в цехе. Но как правило страхуют топ-менеджмент и менеджеров среднего звена. Обычно система управления рисками начинает строиться с приглашения стороннего консультанта, который оценивает ситуацию, ведёт организационную и методическую работу. Потом вокруг него строится какой-то коллектив.
Страхование ответственности увеличивает дисциплинированность сотрудников. Вам скажут, что вы можете рисковать, но в пределах определённой суммы. То есть, заключать договоры, которые потенциально могут принести фирме ущерб на большую величину, вы не имеете права. Ведь сотрудник может развернуться в своих действиях так, что после его сделок от компании ничего не останется, а он просто разведёт руками и скажет: «Ой, не получилось…». А здесь — он уже не сможет это сделать. Вероятность получения ущерба снижается.
О возможности страхования ответственности, думаю, знает любой грамотный менеджер. Другое дело — чем крупнее предприятие, тем больше у него ресурсов и возможностей построить надёжную систему управления рисками. Нет единого рецепта, чтобы понять, когда следует начинать страховать ответственность своих сотрудников. Многие понимают необходимость использования этого инструмента и его пользу, но ресурсы, чтобы воплотить это в жизни, есть далеко не у всех.
Екатерина Палагнюк
Фото: Михаил Удалов