Экспортеры Челябинской области могут получить поддержку от государства в виде транспортной субсидии. Мера подразумевает оплату услуг логистики на территории России. Как получить субсидию? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал директор регионального Агентства международного сотрудничества Валерий Денисенко.
— Валерий Вадимович, расскажите о транспортных субсидиях. Что это и кто может их получить?
— Это новая услуга. Мы анонсировали в мае этого года, что она будет оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, в первую очередь. Это именно оплата услуг логистики до границы Российской Федерации для субъектов МСП. То есть это те расходы, которые предприниматель планировал понести, но они будут сразу ему оплачены. Он даже не понесет расходы в данной части. Услуга оказывается в софинансировании — 80% платит государство, 20% — предприниматель. Максимальная стоимость оплаты услуги — полмиллиона рублей на одну поставку.
— Этой услугой может воспользоваться любой бизнесмен — как маленькая компания, так средняя и крупная?
— Любая компания. Главное, чтобы она имела экспортный контракт, в котором прописано обязательство по транспортировке продукции производителем.
— Есть ли еще дополнительные условия для предпринимателей? Может быть, нужно какие-то документы собрать, чтобы воспользоваться услугой?
— Конечно, нужен комплект документов. Он указан на сайте exportchel. ru. Можно зайти, ознакомиться со списком документов. Нет каких-то излишних комплектов документов. Это экспортный контракт, обязательства. Также важно отсутствие задолженности по налогам.
— Для чего нужна эта мера поддержки?
— Эта мера поддержки в новых условиях, в новых реалиях во время проведения специальной военной операции. Государство максимально пытается поддержать наших производителей, которые продолжают экспортировать. Это одна из очень действенных и эффективных мер поддержки, запрос на которую был на постоянной основе. Для крупного бизнеса она существует в рамках Российского экспортного центра, это компенсация понесенных затрат на логистику. А здесь именно оплата услуг, то есть максимальная помощь, чтобы экспортер мог рассчитывать, что ему помогут экспортировать. Эта стоимость сейчас будет заложена в рамках федеральных и региональных денег.
— Как давно начала действовать эта услуга? Насколько данная мера поддержки популярна на Южном Урале?
— Запустилась она 1 сентября. Обращается очень много предприятий. Но, к сожалению, это в основном крупный бизнес, который привык компенсировать свои расходы за счет федеральных и областных денег. А услуга для малого и среднего предпринимательства.
— Как сейчас обстоят дела с экспортом у нас в регионе?
— Мы продолжаем экспортировать. Наши экспортеры заключают новые экспортные контракты с различными странами. По услугам, которые оказывает центр поддержки экспорта в Агентстве международного сотрудничества, мы можем сказать, что сумма экспортных контрактов у нас только растет. Как и количество заключенных контрактов.
— Страны не поменялись? Это все дружественные?
— У нас всегда большая доля экспорта приходилась на дружественные страны. Мы сейчас расширяем этот круг. Добавляем экзотические страны, которые раньше наши предприниматели не рассматривали. Это страны африканского континента, Иран. Структура экспорта не меняется. Будем надеяться, она только будет расти.
— Вернемся к транспортным субсидиям. Куда обращаться предпринимателям, чтобы их получить?
— Сайт exportchel. ru или по телефону 223-56-23. Всегда можно позвонить, полностью проконсультируют, скажут, какие документы нужны, где и какую заявку оставить. И желательно потом сразу получать оплату транспортных услуг.
— Сейчас делегация Челябинской области находится с бизнес-миссией в Казахстане. Какие компании туда отправились? Что они презентуют?
— Действительно, шесть компаний находится в Астане. Это «Евразийский завод строительного оборудования», «Инеск», «Вольта», «Челябкрансервис», «МиассЭнергоМаш» и «Insmart автоматика». Это абсолютно разные по направлениям компании. Кто-то занимается шнеками, кто-то электрооборудованием, кто-то модернизацией и ремонтом ж-д кранов, кто-то системой «Умный дом». У всех у них будут профильные встречи по их пожеланиям, в первую очередь, и исходя из их сферы деятельности. Надеюсь, что, как минимум, с намерением заключить контракт на экспорт своих товаров, либо услуг в Республику Казахстан. Готовится бизнес-миссия в Беларусь, наша делегация 13 ноября туда вылетает. Следующая бизнес-миссия — это Египет, 28 ноября, а затем Армения — 12 декабря. Сейчас, благодаря поддержке губернатора, могут обращаться за услугами как субъекты малого и среднего бизнеса, так и крупного для участия в бизнес-миссиях. Поэтому ждем всех желающих, всегда готовы помочь начать экспортировать, либо продолжить экспортировать и расширить рынки сбыта.
— География бизнес-миссий стала очень обширной. Планируете еще добавлять новые страны?
— Да, конечно, планируем расширять. Но, в первую очередь, мы работаем от запросов бизнеса, где бизнес видит свои возможности для наращивания экспорта или первого выхода в какую-то страну для занятия ниш. Мы всегда готовы подстраиваться, помогать, если набираем от трех предприятий, которые желают в одну сторону поехать, то делаем бизнес-миссию.
— Что сейчас в топе из нашей экспортируемой продукции в соседних странах?
— В нашем топе всегда будут металл и изделия из него и сельхозпродукция.
— Стандартно.
— Это в топе, да. Но мы говорим больше про уникальные вещи, которые сейчас возим. Я, например, называл участников бизнес-миссии в Казахстан. Это не тривиальные для Челябинской области экспортные продукты. Это как раз то, за счет чего мы растем. Новая продукция, которую мы возим, — IT-сфера, медицинская сфера, железнодорожные краны. Это абсолютно новые направления, которые мы раньше никуда практически не экспортировали.