За счет чего растет рынок и какие марки авто в лидерах, рассказали руководитель ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский и директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук.
Александр Дмитриевич, вам предлагаю начать об итогах года. Как чувствует себя рынок, сдвинулся ли он с мертвой точки, было ли падение. Сейчас наблюдается рост, насколько стабильна эта тенденция?
Если говорить образно, то в среднем температура по больнице стала улучшаться. Еще идет декабрь, декабрь из года в год самый активный месяц с точки зрения продаж автомобилей, но уже можно сказать, что итоговые цифры 2017 года превысят показатели прошлого, причем превысят значительно, процентов на 25. Я хочу надеяться, что мы выйдем по области по продажам на уровень 42 тысяч автомобилей. Но на самом деле мы только превысили результат 2010 года, который был тоже примерно 42 тысячи автомобилей. Пока говорить о том, что рынок совсем излечился и пошел на подъем, все-таки рано. При этом предпосылок для роста не было. Автомобильный рынок удивителен в плане того, что очень сложно предсказывать, что будет. Вот год уже прошел, а были ли предпосылки для роста? Для роста нужно, чтобы экономика росла. Она растет? Наверное, нет. Для этого нужно, чтобы был стабильный рост доходов населения, но мы знаем, даже из официальных источников, что он падает.
Андрей Петрович, как по-вашему прошел год?
Год закончился достаточно значительным ростом, основными драйверами выступали те бренды, которые получили сильную поддержку от государства. Это и поддержка кредитования населения, и программы утилизации сильно сказались на росте продаж. И это то, что помогло рынку вырасти. Рост произошел за счет продуктов, которые были произведены на рынке России, а те продукты, которые на рынок импортировались, был разнонаправленный рост. Те, кто уходил с рынка в 2015-2016 годах, решили вернуться, у них был рост.
Потому что нулевая база?
К той статистике, к низкой базе, конечно, показали феноменальный рост. Какие-то бренды ввели новые продукты, что тоже усилило рост. Если говорить о нашей компании, то мы имеем на сегодняшний день 18 брендов, и в общей массе мы приросли достаточно значительно, по отдельным брендам рост составил до 70%, причем эти бренды массовые.
Можете конкретизировать именно по брендам?
Во-первых, мы приросли в количестве брендов, например, с начала года мы начали заниматься Subaru, который показывает очень хорошие результаты по рынку. Бренд Mitsubishi достаточно сильный показал рост, группа Volkswagen сильно приросла к рынку. Плотно мы занялись автомобилями с пробегами, и в количественном плане, это был практически 100% рост к 2016 году.
Александр Дмитриевич, можете тоже представить какую-либо аналитику по брендам, маркам автомобилей?
Уже многие годы примерный портрет рынка схож. Бывает, что лидер рынка покидает верхние позиции, затем вновь возвращается. Сегодня лидером продаж является, конечно, «Лада». Прошедший год для марки стал удачным, благодаря выводу новых автомобилей Vesta, Xray, сейчас Vesta Cross. Их вывод пришёлся как нельзя кстати, он был принят потребителем. При этом, насколько я знаю, бывают даже периоды дефицита этих машин, люди записываются в очередь, чего давно по отношению к российским автомобилям не наблюдалось. В числе лидеров также корейская группа, это Kia, Hyundai. Плюс сюда же безусловно Renault, и дальше к ним подтягиваются SKODA, Volkswagen. Это ведущие группы, компании, которые даже когда в 2014 году, когда рынок полетел вниз, не дрогнули. Например, Chevrolet, долгие годы была ключевым игроком российского рынка, но с рынка ушел. Пусть это было политическое решение, но, возможно, их уход освободил нишу.