Между тем реализовать большинство планов довольно сложно. Почему — БФМ74 рассказал председатель комитета по туризму Челябинской «Опоры России» Дмитрий Довбня.
Большой туристический форум прошел в Миассе — какие темы обсуждались?
Хорошо, что у нас из областного центра смещаются такие крупные события. Надо посмотреть на область в этом плане шире и подумать над тем, чтобы территории, которые у нас позиционируются в туризме — там подобные форумы и проводить. Более конкретные и более тематические. Касающиеся именно проблематики развития туризма на отдельно взятой территории. Необходимо развивать наши малые города. Кроме того, сами челябинцы и эксперты будут ближе к городам, о которых идет речь.
Одной из площадок форума стал купеческий дом, не так ли?
Это отдельна тема. Могу сказать, что мои московские друзья были просто в восторге, когда они увидели фотографии, каким этот дом был до реконструкции и после. Они говорят, что не знают таких аналогов в России. Чтобы из руин подняли и сделали такую «конфетку», и наполнили ее еще и событийным содержанием. Это одна из визитных карточек не только Миасса, но и области, а может и всей страны.
Какие территории в регионе, на ваш взгляд, имеют наибольший туристический потенциал?
Сегодня любую территорию при желании можно насытить интересным содержанием, которое будет привлекательно для туристов. Если говорить о традиционно сложившихся наших территориях, то это, конечно же, наша горнозаводская зона. Есть дискуссии по поводу того, надо ли продолжать ее так называть и не оттолкнет ли это туристов? Если говорить в контексте истории промышленности России, то тогда не оттолкнет. Это заводы, которые в XVIII- XIX веках заложены и работали. И сейчас многие из них реконструированы и продолжают функционировать. Но есть и настоящие памятники, такие как «Пороги». Как в Кыштыме есть часть промышленного кластера. Следующий элемент — это наши старые купеческие города — Троицк, Верхнеуральск. Я считаю, что они недооценены. С ними надо обязательно работать и «поднимать». Конечно же, юг области — Аркаим. Плюс Октябрьский район, опять же недооцененный с точки зрения соленых, сладких, щелочных озер, и, конечно же, наши «запретки». Если говорить о таком «сталкерском» туризме, то что сейчас в Припяти мы видим, здесь это тоже в принципе возможно осваивать и делать. Можно заниматься сельскохозяйственным туризмом, а это Нагабайкский, Чебаркульский, Увельский, Пластовский районы. Но нужно расставить приоритеты — ведь существует межрегиональная конкуренция. Есть позиции, где мы могли быть первыми, где наши рекреационные ресурсы являются уникальными. Выявить эти моменты и сосредоточиться на них.
Необходима ли поддержка власти в этом вопросе?
Да, здесь нужная поддержка. Но с другой стороны — если уж не помогаете, то хотя бы не мешайте. Поэтому мы вышли с предложениями к властям, что нужно создать рабочую группу, которая бы занималась последовательно маркетингом туризма на Южном Урале, куда бы вошли и чиновники, и бизнесмены, и общественники. Эта группа должна работать постоянно. Туда должны быть включены все бенефициары и «стейкхолдеры» проектов. Люди, которые влияют на этот процесс: Минкульт, министерства здравоохранения, образования, спорта и так далее. Такая межведомственная рабочая группа. Потому что на сегодняшний день Совет при губернаторе по туризму — да, это хорошо. Но он собирается 2−3 раза в год и когда в процессе обсуждения какого-либо вопроса происходит какая-либо заминка — вопрос снимается и он ждет следующего совещания. Но другие-то вопросы уже подходят. Получится ли это обсудить на следующем совете — большой вопрос. Рабочая группа, ан мой взгляд, должна доводить идею до готового решения, где обозначено какие плюсы будут от проекта, а минусы, какие есть сложности в реализации, причем именно те, которые без губернатора не решить.