Златоустовские оружейники получили всероссийскую премию «Туристический маршрут года», которая выдается при поддержке Ростуризма. Награда профильная и отмечает лучших организаторов промышленного туризма. Слобода «АиРовка» оказалась интереснее, чем экскурсии на производство автомобилей КАМАЗ и на водоканал города Москвы. Почему — рассказывает директор по производству компании «АиР» Владимир Герасимов.
Расскажите о вашем проекте подробнее — за счет чего он стал маршрутом года?
Мы получили гран-при в номинации «Экскурсия на действующее предприятие». Особо приятно то, что мы победили таких «монстров» как КАМАЗ. Вы же представляете — старое предприятие с большими традициями, известное на всю Россию, экскурсии, я думаю, там еще с советских времен были. То есть это отлаженная система. Нашей же «АиРовке» от силы полтора года. Мы ее в нынешнем виде открыли в прошлом году на фестивале «Кузюки».
Как появилась идея «АиРовки? Возможно, какие-то аналоги вы за границей увидели?
По своей работе мы очень часто бываем за рубежом на выставках. В этом году мы уже отстояли 20 выставок в Европе и в Америке. У нас уже много партнеров, на каждой выставке мы стараемся договориться и посетить какое-то предприятие. При этом мы посещаем не только современные предприятия, но и с историей. Хотя когда мы начинаем сегодня говорить об истории, нам ведь и показать-то нечего. Мы говорим о златоустовской оружейной фабрике, а прийти на завод и показать, что было 100–150 лет назад, мы не можем. Поэтому мы и создали такой объект, где человек, который первый раз приезжает в Златоуст, хотя бы визуально может получить представление о том, что было здесь до Революции. Мы используем макеты, но все они действующие. Например, водяное колесо, старинные деревянные молоты, которые не просто стоят, а работают. Плюс печи, которые построены по чертежам, которые нам удалось найти в архивах. В Европе таких объектов много. Там есть очень старые кузницы, как законсервированные, так и работающие. Для меня оценкой сделанного было то, что когда к нам приехал мэр Тьера (Франция), после возвращения домой он сказал свои коллегам, что нужно сделать что-то подобное.
Премия «Маршрут года» — что вам это дает?
С одной стороны это приятно, но с другой — есть определенные сложности, нам это «звание» дальше нужно будет отрабатывать. Может быть, серьезно увеличится поток туристов, и нам этот вопрос нужно будет совершенно по другому прорабатывать. Когда приезжает 10–40 человек — это одно, а когда приезжает больше… Не забывайте, что у нас не музейный объект, где сколько вошло желающих, столько и вошло. Туристическая составляющая не должна мешать производству. В этот есть определенная сложность, но если уж мы попали в гран-при, нужно что-то менять.
Мы много спорим о туризме и я не могу сказать, что эта отрасль «спасет» город Златоуст. По европейским меркам он суперогромный город, тот же Тьер насчитывает всего 14 тысяч населения, но и для них туризм — это, в основном, имиджевая составляющая. Важная часть этого процесса — сотрудничество с нашим краеведческим музеем. Мы же не музейные работники и не можем вести экскурсию на высоком научном уровне. Наша стихия — это металл и ножи, история — это их профиль. Плюс если мы говорим о туризме, у нас есть партнеры, которые держат рестораны, у нас есть партнеры, которые держат отели. Человек, когда приезжает, должен получить сразу всю информацию. У нас же все-таки не заграница, у нас Россия, здесь организация туризма на другом уровне. Причем те же рестораны и гостиницы в Златоусте держат такие же оружейники.
Татьяна Шабурова