Сергей Григорьевич, как, на ваш взгяд, итоги Гайдаровского форума могут отразиться на экономике Южного Урала?
Проблемы, которые обсуждались, в первую очередь, касаются институциональной среды и вопросов госуправления. Они имеют отношение непосредственно и к нашему региону. Я бы хотел обратить внимание на достаточно интересное выступление Татьяны Голиковой, которая, в отличие от предыдущих руководителей Счетной палаты Российской Федерации, не просто проводит ревизии, она обязательно анализирует результаты проведенных проверок и делает какие-то предложения по изменению системы управления. На форуме она заявила о необходимости объединить все социальные фонды, в которые делают отчисления предприятия и население.
Иными словами, она предложила объединить Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд в одну структуру?
Да, и это будет публичная организация, и будет управляться отчасти и государственными чиновниками. Это даст возможность сконцентрировать финансовые ресурсы всех этих фондов, которые в данный момент разрозненные. Например, сейчас каждый из фондов начинает разработку интерфейсов для обслуживания населения. А зачем иметь три разных интерфейса, когда можно иметь один? И, наконец, только на управление этими фондами задействуется порядка 250 миллиардов рублей в год. Их объединение приведет к экономии в 30–50 миллиардов рублей ежегодно.
Если говорить о трендах экономики, то нашим преимуществом всегда были природные ресурсы и дешевая рабочая сила. В чем сегодня Челябинская область может конкурировать с другими регионами?
В последние годы в Челябинской области принципиально уделяется больше внимания развитию и реализации инфраструктурных проектов: ТЛК «Южноуральский», который сейчас включается в логистическую систему экономических отношений, тем самым присоединяя наш регион ко всем остальным. Речь идет о проектировании и строительстве высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург, которая, как заявлено, уже официально попала в планы строительства РЖД.
Акцент на форуме сделан на человеке и его, собственно, на качестве его жизни.
Много было споров о том когда наступает порог старости? Если на рубеже XIX–XX веков считалось, что человек становится пожилым после 45 лет, то сейчас это граница отодвинулась на 60 лет. А это принципиально важно для понимания экономических процессов, связанных, так скажем, с длительностью работы человека, с перспективами выхода на пенсию. Кстати, если говорить про пенсию, сейчас возраст 55 лет признан самым работоспособным.
Хорошо известно, что пенсионная реформа с СССР была калькой с пенсионной реформы, которую реализовал в Германии Бисмарк. Но это он сделал в 19 веке, а сейчас начало 21-ого. Поэтому, конечно, те возрастные требования, которые использовались Бисмарком и в Советском Союзе, должны быть подкорректированы. Но это должно быть сделано таким образом, чтобы общество согласилось с таким шагом, чтобы само осознало необходимость отказа от возраста 55–60 лет, как предельного возраста для выхода на пенсию.
Много времени уделялось еще обсуждению налоговой политики?
В чем самая главная проблема — с одной стороны федеральная власть заявляет о недопустимости налогового давления на бизнес. С другой стороны уже принято решение в 2018 году с бизнеса дополнительно взыскать 250 миллиардов рублей, в том числе и с малого бизнеса. Кроме того, вводится снова, в том числе и у нас в области, налог на движимое имущество юридических лиц. Власти это понимают всю сложность положения, но вместе с тем у них есть обязательства — им нужно «кормить пенсионеров», обеспечивать выполнение других социальных функций государства, и на это нужно где-то взять деньги. По самым последним данным, на каждую тысячу рублей инвестиций в бизнес, государство в России берет по 45–46 процентов в виде налогов. Ближайшая цель снизить этот показатель до 36 процентов. Это откроет возможности для серьезного инвестирования. Такой уровень налогов есть в европейских странах.