В 2025 году южноуральские машиностроители планируют новые бизнес-миссии по городам России и дружественных стран. Какую еще работу промышленники будут проводить с предприятиями? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал руководитель аппарата Челябинского отделения Союза машиностроителей Сергей Кашигин.
— Сергей, расскажите, какие планы у Союза машиностроителей на 2025 год? Будет ли что-то новое?
— Наши планы работы год от года меняются не сильно, так как у нас два основных направления деятельности. Это профориентация по рабочим и инженерным специальностям в машиностроении, и мероприятия, направленные на развитие машиностроительного сектора. Программа на этот год более насыщенная, чем в прошлом. Если в 2024 году мы сделали шесть межрегиональных и один международный выезд бизнес-миссии с делегацией промышленных предприятий Челябинской области, то в этом году планы более грандиозные. Мы увеличили число межрегиональных выездов до 10. И в планах у нас также четыре бизнес-миссии в соседние дружественные республики.
— То есть это Беларусь, Казахстан...
— Азербайджан, Узбекистан, да. Пока все это в планах, поездки согласовываются. Как всегда, нас поддерживают правительство Челябинской области, министерство промышленности, министерство экономического развития. Я думаю, что интересы предприятий, правительства и Союза в этом направлении совпадают.
— Направления на бизнес-миссии вы сами выбираете, ориентируясь на статистику или консультируетесь с предприятиями? Какие-то предприятия, может быть, сами пожелали поехать в эти страны или регионы?
— У нас все в комплексе. Есть, конечно, и желания предприятий, которые потом мы можем воплотить, когда более тесные контакты выстраиваются с теми или иными регионами. Плюс, конечно, сильно влияет желание работать с нами самих регионов, в которые мы едем. Среди регионов, которые мы запланировали в этом году, у нас в целом есть положительная динамика. Мы были в Ульяновске. Во второй половине февраля планируем посетить Чувашию.
— Давайте подведем итоги прошлого года. Каким он был для машиностроителей региона?
— Год был достаточно насыщенным. Как я уже сказал, было шесть достаточно масштабных поездок, где мы посетили за несколько дней несколько предприятий, пообщались с представителями администрации наших регионов и Республики Беларусь. В частности, с Беларусью у нас намечается достаточно плотная работа по поставке автокомпонентов. Если говорить в цифрах, то за счет работы, которую мы ведем, к нам присоединяются не только предприятия, которые в Союз машиностроителей входят, но и предприятия, относящиеся к сфере промышленности. По состоянию на январь 2025 года, в Челябинское отделение Союза машиностроителей вступило 22 промышленных предприятия.
— С какими трудностями сталкивается машиностроительная отрасль?
— Наиболее близкая нам задача — это кадровая повестка. Мы понимаем, что она действительно остро стоит, активно ведем деятельность по профориентации, которая сейчас особо востребована, и общаемся с предприятиями по этой теме. Мы понимаем, что достаточно велик кадровый голод, и с этим как раз часть вопросов и возникает. Во-первых, это подготовка квалифицированных кадров. Во-вторых, их поиск, так как у нас сейчас дефицит. В-третьих, в связи с тем, что в ближайшие 3−5 лет намечается демографическая яма, встает остро вопрос с автоматизацией производства, повышением производительности труда. В этом направлении мы тоже работаем. У нас прошел ряд совещаний, при нашем участии были выработаны коллегами с машиностроительных предприятий законодательные инициативы, которые направили в вышестоящие органы.
— Какие у машиностроительной отрасли первоочередные задачи?
— Задачи и в прошлом году стояли, и в этом имеют актуальность — наращивание объемов производства, повышение мощностей промышленных предприятий. Новые оборудование и станки, их интеграция. В идеале было бы, если бы наш собственный рынок обеспечивал наши предприятия. Но это пока еще в развитии, поэтому помогают наши восточные коллеги. Среди наших членов есть предприятие, которое помогает приобретать станки необходимого качества, с нужными свойствами. Понимаем, что западные коллеги сейчас нас ограничивают в этом плане, но выходим другими путями.