Челябинское отделение «Союза машиностроителей России» в конце апреля утвердило новый состав регионального совета. Председателем стал генеральный директор автозавода «Урал» Павел Яковлев. Какие планы перед собой ставит новое руководство? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал руководитель аппарата челябинского регионального отделения «Союза машиностроителей России» Сергей Кашигин.
— Сергей, вы вступили в конце апреля в новую должность. Что она для вас значит? И какие задачи вы ставите перед собой в первую очередь?
— Моя личная позиция такая, что любой человек, занимающийся чем-либо, должен верить в то, чем он занимается, чтобы эффективно исполнять свои обязанности и быть максимально включенным в работу. Что касается «Союза машиностроителей России», то, как вы знаете, он объединяет большое количество промышленных предприятий. В основном это предприятия ОПК. Основное направление, которое в своей деятельности «Союз машиностроителей России» осуществляет, связано с увеличением значимости инженерных профессий, с ранней профориентацией, с повышением престижа инженерных профессий. Я, как инженер по специальности, как человек, который большую часть своей деятельности, так или иначе, был связан с производством, очень вовлечен в эту деятельность. Мне это очень близко. Поэтому, все задачи, которые будут перед нами стоять, связаны с популяризацией инженерных профессий, с поднятием престижа. В этом направлении будем работать.
— Да, сейчас наблюдается дефицит кадров в среднетехнических специальностях. Как вы будете рекрутировать кадры? Есть ли какие-то договоренности, может быть, с вузами?
— По поводу договоренности с вузами, хочу отметить, что со сменной руководящего состава у нас началась новая веха. На должность председателя назначен генеральный директор автомобильного завода «Урал» Яковлев Павел Александрович. А его первым заместителем стал Вагнер Александр Рудольфович, как вы знаете, это ректор Южно-Уральского государственного университета. У нас есть не только договоренности с вузами, у нас тесное взаимодействие. Более того, есть некие мероприятия, которые «Союзмаш» проводит, и они очень тесно связаны с вузами, в частности, с ЮУрГУ.
— Это хорошо, что вы будете на базе ЮУрГУ работать. А как будете привлекать кадры? Есть какие-то уже планы, стратегии?
— По поводу привлечения кадров задача очень интересная, нужная и важная. Но она несколько параллельно идет с задачами, которые мы выполняем. Наша работа заключается в том, чтобы формировать слой молодых специалистов, которые бы заинтересовались производством и инженерными, рабочими специальностями. Для этого союз проводит достаточно большое количество мероприятий. Я могу назвать три основных, которые наиболее сильно представлены.
Во-первых, «Неделя без турникетов». Это Всероссийская акция, которая проходит два раза в году. Очередной ее этап прошел в апреле. В рамках этого проекта учащиеся посещают предприятия, не обязательно входящие в союз, мы всех приглашаем. В течение двух недель им проводят экскурсии. Другое значимое мероприятие — это всероссийская олимпиада «Звезда» для школьников, которая проходит под эгидой «Союзмаша». Олимпиада позволяет учащимся, которые те или иные призы получили, потом поступать в вузы на льготных условиях. Еще одно очень значимое событие, которое также «Союз машиностроителей» организует — это форум «Инженеры будущего», где уже состоявшиеся специалисты могут представить свои проекты на международном уровне.
— Есть ли у вас в планах активное взаимодействие с бизнесом? Или основной вектор — это власть?
— Я бы не стал разделять эти векторы. Как и бизнес, так и власть заинтересованы в том, чем занимается союз. Мы, скорее, исполняем роль, которая объединяет власть и бизнес, действуем совместно в одном векторе, решаем общие задачи. Как вы говорили, правильно, у нас сейчас дефицит по кадрам достаточно большой. Возможно, это не будет решаться одномоментно, но, тем не менее, мы создаем задел, который позволит в будущем эффективно решать кадровый вопрос.
— Какие сейчас главные проблемы у машиностроителей, не считая дефицита кадров, который мы обсудили? Может быть, не хватает станков, может быть, связей, которые раньше с Западом у нас были налажены?
— Мы все понимаем, что в прошлом году значительно вырос гособоронзаказ. Он вырос почти в четыре раза по сравнению с предыдущими периодами. Конечно, есть дефицит по кадрам. Но также и остро стоит вопрос, который уже озвучивался на разных площадках, — достижение промышленного суверенитета. Понятно, что в первый момент, когда начали логистические цепочки рушиться, мы испытали дефицит по некоторым комплектующим, которые мы не смогли заменить сразу. Соответственно, основная задача состоит в том, чтобы эти комплектующие изготавливать у нас.
— Импортозамещение, получается.
— Да. Но сейчас от этого слова уходят, оно уже немножко оскомину набило. То есть мы говорим о суверенитете. Что касается проблем с оборудованием, несомненно они есть, это отрицать нельзя. Так или иначе, этот вопрос решается.
— Вы уже упомянули, что госбронзаказ у нас увеличился. А внутренний заказ для машиностроителей насколько поменялся?
— Примерно также пропорционально поменялся. Мы будем говорить, наверное, не только об оборонных предприятиях. Так как оборонный заказ предполагает большое количество комплектующих, то тут активно привлекаются предприятия из малого среднего бизнеса. И у нас, помимо того, что сам гособоронзаказ в разы вырос, у нас в разы выросло число предприятий, которые участвуют в этом гособоронзаказе. Несмотря на некие сложности, мы всё-таки по итогу должны увидеть некий рост промышленности, что для нас, в целом, позитивно. Исходя из того вектора о промышленном суверенитете, в целом, мы движемся в этом направлении и есть определённые успехи.