Высокие зарплаты и хорошие условия труда не решают проблему кадрового голода. Южноуральские IT-компании вынуждены перестраивать бизнес-процессы и менять формат работы в постковидные времена. Как найти опытного управленца и зачем для этого идти в тату-салон, продюсеру радио «Business FM Челябинск» Юлии Нигматулиной рассказал управляющий партнер компании Napoleon IT, резидента регионального фонда «Сколково», Руслан Ахтямов.
— Расскажите, чем занимается ваша компания, и как вы себя чувствуете в период пандемии?
— Мы считаем, что период пандемии еще не закончился. Наша компания занимается разработкой большого спектра цифровых решений с использованием технологии искусственного интеллекта. То, что происходит сейчас, мы называем «постковидный мир». Конечно же, он изменяет и модели потребления, и отношения с сотрудниками, и, наверное, взаимоотношения с клиентами.
— По поводу отношений с сотрудниками. Недавно в соцсетях вы разместили пост о том, что готовы набить татуировку, если кто-то поможет найти вам коммерческого директора. Такая серьезная проблема — дефицит кадров?
— Да, вы знаете, вся отрасль испытывает серьезнейший кадровый голод. Но особенно актуально это в высших звеньях менеджмента и на управленческих позициях, потому что для того, чтобы найти коммерческого директора, мне пришлось напечатать на футболке надпись «Ищу коммерческого директора». На самом деле, охват этого инфоповода было достаточно большой, но, тем не менее, пока его не нашли. Проблема кадрового голода актуализировалась как раз в этот постковидный период, когда крупные компании, крупные банки или финтех-компании начали со всего регионального рынка собирать всех разработчиков и айтишников с существенной премией к зарплате.
— На какую зарплату вы готовые взять коммерческого директора в свою компанию?
— Очень сложная система мотивации. Безусловно, есть окладная часть и также бонусная часть. Я думаю, что 300 тысяч рублей точно будет.
— Какой сейчас у вас штат работников и сколько из них южноуральцев?
— Всего в группе компаний состоит порядка 240 сотрудников, в Челябинске — около 150. Мы постоянно расширяемся, как раз сейчас у нас новый период трансформации понятия «офис». Мы понимаем, что сейчас невозможно обязать сотрудника приходить в офис, особенно если ты работаешь в сфере IT. Нам приходится делать гибридный формат, когда есть возможность работать как из дома, так и из офиса. При этом нужно сделать процесс так, чтобы он не терял ни в коем случае свою эффективность, чтобы ребята постоянно взаимодействовали, коммуницировали и обменивались опытом и знаниями друг с другом.
— Но офисы у вас присутствуют не только на территории Российской Федерации...
— Да, мы недавно открыли офис в Штатах но, к сожалению, из-за ковида история с расширением нашей глобальной повестки немножечко сбавила темпы. Но, тем не менее, я думаю, что с открытием границ мы вернемся к нашему международному треку и постараемся добиться значительного успеха.
— Если вернуться к дефициту кадров, чем именно вы можете привлечь сотрудников?
— Это сейчас очень сложная история, особенно если мы говорим про разработчиков и айтишников. В этом секторе экономики ты обязан транслировать не только материальные способы вознаграждения, мотивации, но и естественные, нематериальные. Это, безусловно, среда, это проекты, которые вдохновляют не только твоих клиентов, но и твоих сотрудников. Они должны быть полностью вовлечены, они должны верить в то, что делают, что по-настоящему меняют мир к лучшему. Они это называют «импакт мейкинг», это просто такая среда, в которой они могут обогащаться, развиваться и расти. Очень важно предоставлять эту экосистему, которая развивается быстрее, чем сотрудник, иначе эти сотрудники рано или поздно начнут уходить из твоей компании. Поэтому мы делаем, на самом деле, очень многое для того, чтобы эту среду создать, поддерживать в ней правильную атмосферу и определенным образом реализовывать тему. Мы называем это историей взаимного опыления сотрудников в офисе нашей компании.
— То есть главное даже не зарплата, не уровень дохода?
— Чаще всего зарплата — это важный фактор, но явно не ключевой. Потому что если ты занимаешься неинтересным бизнесом, если ты не можешь транслировать команде интересные проекты, то, скорее всего, они недолго будут у тебя работать. И зарплаты, естественно, не самый главный фактор. Я думаю, что многие сотрудники выбирают нашу компанию во многом благодаря тому, что мы предлагаем и даем возможность реализовать себя в классных проектах, которые изменяют мир, которые находятся на острие технологического развития и используют, наверное, самые передовые технологии.
— Вы сказали, что надо транслировать интересные проекты в команду. Какие проекты сейчас у вас на подходе?
— У нас много индустриальных направлений, но есть основная технологическая специализация, в которой мы являемся экспертами в России — это технология компьютерного зрения. Мы «учим» камеры распознавать изображение, детектировать события и определенным образом анализировать их. Например, последний интересный кейс мы реализовали для очень крупного ритейлера в России — технологию магазина без продавцов, когда ты можешь совершать покупки с помощью своего телефона, оплачивать прямо в телефоне, минуя взаимодействие с кассирами. Это будущее ритейла, на стыке оффлайна и онлайна, поэтому такие проекты вдохновляют не только наших клиентов, но и, естественно, наших сотрудников. Им хочется работать в тех проектах, которые мы называем «подрывные технологии», которые изменяют бизнес-модели, изменяют клиентские паттерны потребления.
— Работа без продавцов позволит избежать обязательного вакцинирования, которое уже ввели в Москве. Ощущаете приток клиентов в связи с третьей волной COVID-19?
— Да, вы знаете, очень много клиентов и компаний, которые интересуются этими технологиями. На самом деле, уровень цифровой зрелости компаний с каждым годом повышается. Два года назад, когда мы говорили о технологиях дополненной реальности или распознавания образов, детектирования событий по видео потоку, многие на нас смотрели, как на инопланетян. Сейчас все понимают, что это возможность добиться реального бизнес или экономического эффекта от внедрения технологии.