Двухдневное мероприятие призвано найти на Южном Урале перспективные стартап-команды и помочь им в реализации своих проектов. Победители конкурса получат приглашения на Startup Village — крупнейшую стартап-конференцию в России и СНГ, которая состоится в конце мая в инновационном центре «Сколково». О том, как этот фонд помогает предпринимателям, как туда попасть и какие есть проблемы, рассказывает советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен.
Вы 6 лет работаете в фонде «Сколько». В чем главная проблема развития инновационного бизнеса?
Что касается предпринимательской среды, я сравниваю и сопоставляю Москву с регионами и городами в них. И я вижу, что сегодня, на 2019 год, особой разницы между ними не наблюдается. А если сравнивать с Европой или США, то, я думаю, мы их уже догоняем. Потому что с законодательной точки зрения, наличия и работы технопарков, венчурных инвестиций — у нас все эти элементы для создания новых современных компаний есть. И мне кажется — я говорю это не в качестве комплимента, что следующая величайшая компания может родиться где угодно, в том числе и в Челябинске, Москве, Лондоне или Хельсинки.
Насколько важно присутствие в регионе представительства «Сколково»? Чем оно должно заниматься?
10 лет назад, когда только появился фонд «Сколково», не всем были понятны его миссия и цель существования. Мне кажется, что частично в этом была вина самого «Сколково». Считалось, что это элитная деревня рядом с Москвой, куда сводятся и где собираются все инновации. На самом деле «Сколково» — это не территория, это идеология. И задача — разнести наилучшие практики и награды по всей стране.
Когда господин Виктор Вексельберг и его команда только начинали, они, прежде всего, знакомились с наилучшими практиками создания подобного рода инициатив в США и Европе, Финляндии, Китае, Гонконге. После чего эти практики собирались и упаковывались в некую российскую модель, которая бы соответствовала нашему законодательству, прописывались положения. После этого «Сколково» пошло по регионам, и я лично принимал в этом участие. Мы начали теснее работать с субъектами Российской Федерации. Моя мечта — сделать так, чтобы «Сколково» было в каждом регионе России.
«Стартап-тур», который вы проводите по разным городам, — это желание встряхнуть предпринимателей, чтобы они обратили внимание на «Сколково», увидели, что есть уникальные возможности?
Да. Но, кроме того, наша задача — повлиять и встряхнуть не только предпринимателей, но и мам, пап, бабушек, чтобы они поддержали своих чад на пути предпринимательства. Здорово, когда мы можем напрямую работать с местным правительством, стартаперами, предпринимательским сообществом. Но еще более радует, когда мы можем повлиять на каждого человека в регионе. Челябинск — это мегаполис. Здесь есть все слагаемые успеха для молодого и талантливого предпринимателя. Прекрасные школы, замечательные вузы, большое население, быстрый интернет. Во всех ваших организациях, призванных содействовать развитию предпринимательства, укоренилось «колодезное» мышление. Наша задача — его преодолеть.
Что такое «колодезное» мышление?
Расскажу историю. Не про Челябинск. Условная улица Ленина, на которой есть университеты, А и Б. Студенты из первого приглашаются на участие в «Стартап-туре», а из второго — нет. Их просто не пускают. Или, например, технопарки. Частный технопарк не повезет своих людей на мероприятия, организуемые федеральным технопарком. То же самое и наоборот. Когда институт очень сильный и властный, конкуренция может происходить внутри одного региона, внутри одного города. А нужно, чтобы они понимали, что конкуренция не внутри, она снаружи.
Поскольку мы на «Business FM Челябинск», я скажу еще одну вещь. На своем мастер-классе, который состоялся в рамках открытия «Стартап-тура», я говорил о том, что очень важно поддерживать сообщество бизнес ангелов в регионе и стране. Я сам бизнес ангел, и активно вкладываюсь в компании на ранних этапах. Необходимо донести до людей мысль, что бизнес ангелом быть здорово, особенно опытным бизнесменам, которые могут поделить не только своими средствами, но и опытом с молодыми предпринимателями. Это, на самом деле, благодарное дело. Хотя, конечно, оно требует серьезной и тяжелой работы. Лично я на прошлой неделе продал одну из компаний, в которую вкладывался на первоначальном этапе, и средства окупились — в 74 раза больше я заработал на выходе из компании. С точки зрения возврата инвестиций и рентабельности это замечательное дело.
Некоторые предприниматели уверяют, что фонд «Сколково» — слишком забюрократизированная организация. Тем, кто хочет стать резидентом, приходится писать много обоснований и долго вести переговоры. Так ли это, и каким образом это можно исправить?
К сожалению, приходится признать, что вы правы. Мы распоряжаемся государственными деньгами. Мы обязаны обеспечить стопроцентную прозрачность траты этих самых средств. Поэтому определенный бюрократизм присутствует. Но мы ведем активные диалоги с властью, с различными ее ветвями, чтобы минимизировать объем бюрократии в «Сколково». Но пока ситуация такая, какая есть сейчас. Однако надо сказать, что зарегистрироваться в качестве резидента, на самом деле, не так сложно. Требуется зайти на сайт фонда и выполнить все по имеющимся инструкциям. Процедуры регистрации занимает от 10 до 15 дней, не более. Скорее всего, предприниматель, который рассказывал о некоторых проволочках, имел ввиду другую процедуру — получение грантового финансирования. В этом случае написать нужно будет много бумаг.
Не единожды, знакомившись впоследствии такой критики с компаниями, которые о ней и заявляли, оказывалось по факту, что для них бюрократической сложностью выступали вполне стандартные отчеты — бухгалтерские и прочие, которые организациям приходится вести. Просто они знакомятся с бумаги в тот момент, когда создают компанию, и для них это может показаться сложным. Но, уверяю вас, если вы поедете в финское «Сколково» или в американское, то там количество бумаг будет не меньше, а может даже больше, чем в русском.