На Южном Урале прирост по экспорту и импорту получился практически одинаковый: 9 и 10% соответственно. Это данные регионального Центра поддержки экспорта. За счет чего растет оборот внешней торговли, BFM74 рассказал зампредседателя Комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по транспорту и логистике, руководитель проектов по продвижению в конгрессно-выставочной среде и бизнес-объединениях компании «ТРАСКО» Павел Масленников.
Павел Павлович, какая динамика по импорту и экспорту по итогам года в международных перевозках?
Что касается импорта и экспорта, мы сейчас не можем дать точную цифру за весь год, потому что еще нет официальных данных. Мы можем судить по информации от федеральной таможенной службы за первые 10 месяцев 2018 года. Получается, что с января по октябрь экспорт вырос на четверть, импорт — 7 процентов. Основным партнером России является Китай. Обороты между нашими странами постоянно растут. Дальше у нас идут Германия, Нидерланды, Италия, Турция.
А какие партнеры у Челябинской области?
Мы очень много ввозим в страны Европы. Это касается комплектных и сборных грузов, контейнеров. Мы работаем со всем миром. К нам постоянно приезжают делегации из разных стран благодаря нашей торгово-промышленной палате.
Азиатские рынки заинтересованы в нас меньше европейских?
Азиатские рынки — это общий тренд. Китай, Индия. Перевозки идут и оттуда. Челябинская область активно готовится к саммитам. Поэтому в 2018 году было достаточно много мероприятий, связанных со знакомством бизнеса челябинского с бизнесом китайским. К нам приезжало много иностранных делегаций, в том числе из Китая.
Что еще, помимо сырья, отправляется на экспорт из Челябинской области?
На экспорт отправляются сейчас не только продукция сельского хозяйства, сырье, но и, если говорить про Урал, то это сельхозтехника, оборудование для тяжелой промышленности, медицинское оборудование и все, что касается сферы пищевой промышленности. Урал традиционно был и остается опорным краем державы. Да, мы возим трубы, но также мы возим и оборудование.
Азиатские рынки стали фокусироваться на наших продуктах питания. Кто здесь выделятся?
«Союзпищепром». Их овсяный кисель пользуется спросом, поэтому и цена на него за последнее время изменилась, и появились новые вкусы. В Китае ценят мед, конфеты. Действительно, наша продукция пользуется спросом. Они любят натуральные продукты. Те, что по качеству лучше, чем от их производителя.
Что нового происходит в законодательстве этой сферы?
С 1 января этого года вступил в силу закон, который разрешает перевозчикам из России пересекать границу Китая на любое расстояние. Можно возить грузы вплоть до Пекина на российской машине. Аналогично могут поступать китайские машины. Раньше была иная схема. По территории Китая груз доставлял китайский перевозчик.
Похоже, что серьезно это не меняет рынок перевозок и технологию?
Таможенные системы России и Китая разные, поэтому необходимо нововведения тестировать. И по той информации, что схема принципиально пока остается прежней. Машины ходят до Маньчжурии. Еще даже не было запросов доставки грузов по-новому.
Получается, что для роста экспорта государство предпринимает разные шаги, в том числе компенсации за транспортные расходы. Верно?
В настоящее время существует ряд программ по поддержке экспорта. В частности, Российский Экспортный Центр помогает компенсировать часть затрат на транспортировку и часть затрат на конгрессно-выставочные мероприятия. Ваша транспортная компания имеет право предоставить вам определенные документы в перечне РЭЦ. Вы можете претендовать как экспортер определенного вида товаров на компенсацию части затрат на перевозку. То же самое касается выставочной деятельности. Например, этим летом будет российско-китайское ЭКСПО в Китае. Процент компенсации зависит от товара, который экспортирует участник ВЭД. Перечень достаточно большой, поэтому можно просто зайти к ним на сайт и посмотреть.
Беседовала Татьяна Шабурова. Расшифровка Евгений Шакиров.