В частности ликвидатора финансовой неграмотности населения. И работы в этой сфере очень много рассказала заместитель управляющего Челябинского отделения банка России Наталья Кузьмина.
Мы заинтересованы в том, чтобы население было финансово грамотным, люди разбирались в тех продуктах, которые предлагаются на внешнем рынке. Это будет улучшать и качество их жизни, и станет возможностью приумножить свои доходы, а также убережет их от злоупотребления на финансовом рынке, когда недобросовестные участники предлагают продукты, ведущие к ухудшению уровня жизни.
Но вы не университет и не школа. Каким образом вы будете продвигать идею финансовой грамотности в массах?
У нас есть много программ для различных слоев населения, начиная от детского садика до пенсионеров. Кстати говоря, есть стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, она разработана правительством на период с 2017 по 2023 года. И Банк России совместно с министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами и организациями реализует эту стратегию.
Как это происходит, вы идете в детский сад, школу?
Мы уже в этом году провели 67 мероприятий и обучили более 3,5 тысяч человек. Надеемся, что мы продолжим в том же темпе свои мероприятия. Если раньше мы начинали с учащихся школ, то в этом году с лета стартовал проект в детских садах по финансовой грамотности. В рамках проекта наши работники перевоплощались в сказочных персонажей и обучали дошкольников грамотному подходу к денежным тратам.
То есть, такой мини-спектакль для детей в детских садах?
Безусловно. Например, в детском саду № 438 мы детям в игровой форме выдавали денежку, которую они тратили в сказочном лесу. Им, конечно, помогали наши сотрудники, подсказывали, как правильно тратить, как сберечь, чтобы осталось на дальнейшие покупки. Детям было очень интересно, они с удовольствием участвовали в этих играх.
Это своего рода продолжение сказки «Буратино» для маленьких детей, там же тоже есть зачатки финансовой системы, и деньги могли украсть. А детей пытались поймать на каких-то мошеннических схемах?
Мы так не травмируем детскую психику, это уже, наверное, для более старших детей — в школах, вузах. В детских садах мы закладываем основы финансовой грамотности в части понимания того, как формируется доход семьи, из чего складываются деньги, которые им выдают родители. То есть, здесь рассматриваются основы доходов, расходов, трат, правильных экономий и так далее. А то, что касается школ, то у нас в Челябинске при участии министерства образования и науки на территории региона определена опорная школа по внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс — это Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей. Там мы будем внедрять в образовательный процесс основы финансовой грамотности. Опыт, в том числе и этой школы, потому что по всей стране таких опорных школ много, будет встраиваться в общеобразовательный процесс по всей России. А так мы приходим в школы, и в факультативном порядке проводим с учениками деловые игры, квесты. Кроме того, мы и детей, и студентов приглашаем к себе в музейно-экспозиционный фонд в отделении Центрального Банка, где мы также играем с ними и рассказываем об истории банковского дела в России.
Как на это реагируют дети, насколько это им интересно?
Им все очень интересно. Более того, иногда нас дети по-хорошему удивляют своей подготовкой и глубиной вопросов, которые они задают. Мы не только детям, но и взрослым рассказываем, как правильно использовать банковские карты, которые сейчас очень широко используются в нашей жизни.
С какого возраста вообще детям можно давать банковскую карту?
Целесообразно давать подготовленным детям с 14−15 лет. Но прежде чем давать ребенку карту, необходимо его научить, чтобы это был финансово грамотный ребенок. А вообще мы считаем, что основа финансовой грамотности должна закладываться в детях с 5−6 лет. Именно поэтому мы пошли в садики и реализуем эти программы.