Возможность получения электронных государственных услуг доступна для всех пользователей сети интернет. Услуги Росреестра — не исключение. Ведь это простой способ получить результат, например, зарегистрировать право собственности — напрямую, без посредников. Какие еще услуги можно получить в электронном виде? Об этом в эфире радио «Business FM Челябинск» рассказала заместитель руководителя управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко.
— Цифровизация шагает по планете и по территории Российской Федерации. Росреестр, разумеется, не исключение. Скажите, пожалуйста, чем обусловлен активный переход на электронный формат государственных услуг Росреестра?
— Я бы, конечно, хотела, в первую очередь, говорить о том, что время не стоит на месте. И ведомства также развиваются в этом направлении, в цифровизации услуг. Сейчас это национальная стратегия, национальная цель. Достичь ее мы хотим в ближайшем будущем, процесс уже идет. Мы развиваем многие электронные сервисы, которые помогают нашим правообладателям, заявителям, органам местного самоуправления и государственной власти выполнять определенные действия в сокращенные сроки, не выходя из офисов. Многие знают, что Росреестр реализует проект «Ипотека за 24 часа». Это тот случай, когда электронные документы, с использованием кредитных средств банка, проходят регистрацию фактически за 1 день.
— Скажите, какие еще услуги можно получить в электронном виде уже сейчас? Обязательно ли взаимодействовать с сайтом Госуслуг?
— Услуги Росреестра интегрированы с госуслугами. На сайте госуслуг в своем личном кабинете правообладатель может получить весь спектр услуг, которые предоставляет Росреестр. В том числе можно получить выписку из Единого госреестра недвижимости, получить информацию в режиме онлайн о своем объекте недвижимости, увидеть изменения сведений об объекте недвижимости. Можно подать заявления не только о регистрации права или о переходе права, но и заполнить заявления, которые влекут изменения в записи о праве.
— Ольга, много ли цифровых сервисов Росреестр планирует запустить ближайшем будущем? Ждать ли сюрпризов в виде изменений законодательства в сфере землепользования и владения жилыми объектами?
— Здесь я бы говорила не только о жилых объектах, а о недвижимости в целом. Мы говорим о том, что планируется изменение законодательства. С 1 января все услуги юрлицам будут оказывать только в электронном виде. Для бизнеса меняется законодательство, меняется порядок подачи документов.
— До 1 января 2024 года осталось полгода.
— Торопитесь освоить электронный способ подачи документов. В управлении Росреестра работает школа электронных услуг. Мы учим, как можно пользоваться этой системой. Нам можно задавать вопросы, пока изменения законодательства не вступили в законную силу. Росреестр, действительно, не стоит на месте, развивается, развивает уже на сегодня 11 электронных сервисов, которые являются помощниками не только для граждан, но и для бизнеса и органов власти. Я бы назвала наиболее интересные и востребованные сервисы, которые будут помогать нашим заявителям. Это, в первую очередь, «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Это и «Градостроительная проработка онлайн». Это и «Мои объекты недвижимости», это «Индивидуальное жилищное строительство», и такой сервис, который называется «Согласование в стройке».
Все сервисы направлены на сокращение сроков прохождения определенных процедур: процедура приобретения прав на земельный участок, процедура согласования строительства, процедура последующего ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества, в том числе, возможность анализа изменений в отношении своего объекта недвижимости, будь то гражданин, или юридическое лицо, или бизнесмен, индивидуальное предприниматель. Можно пользоваться этими сервисами, получать информацию о своих объектах недвижимости и о территориях, которые интересны для строительства и для других видов деятельности.
— Ольга, я подозреваю, что на стадии разработки находятся и другие суперсервисы. Они смогут упростить процессы строительства, подбора и оборота недвижимости?
— Да, действительно, на сегодняшний день на разработке находится сервис «Мое жилье», который позволит обмениваться информацией, например, покупателю и продавцу, заключать сделки на данной платформе. Сервис находится сейчас в разработке, поэтому мы пока ожидаем его. Он позволит обмениваться не только сторонам информацией о своей сделке, но и контактировать с Росреестром в части принятого решения, отслеживать на всех этапах, как проходят документы соответствующую государственную регистрацию прав.
— Почему юридические лица, банковские структуры еще далеко не все вовлечены? Строители и физические лица как-то не торопятся переходить в цифру. В чем причина, на ваш взгляд?
— Я думаю, первая причина — это, конечно же, привычка. Это наше наследие, когда мы все делали в бумажных документах, хранили все на бумаге. Сейчас Росреестр не хранит документы в бумажном виде. Мы сводим к нулю документы, которые представляются и хранятся в бумажном виде. Весь спектр документов, который нам предоставляется через многофункциональный центр в бумажном виде, оцифровывается сразу же, на этапе приема документов. Эти документы направляются в Росреестр для принятия решений в электронном виде. Такие документы сразу же поступают для обработки, прохождения всех этапов принятия решения и на конечной стадии уже выдачи результата, как я говорила, выписке из единого госреестра недвижимости.
Сегодня нет необходимости стремиться к бумажному документообороту. Это снижает и количество расходов не только для наших заявителей, но и для ведомства. Пять футбольных полей, на которые ежегодно прирастают у нас архивы, на сегодняшний день исключены. А то, что имеется на хранении в бумажном виде переводится тоже в электронный вид.