Какие технологии уже реализованы в Челябинске? Об этом рассказал заместитель главы города по экономическому развитию и инвестициям, руководитель проектного офиса «Умный город» Олег Извеков.
— Слово «умный» сейчас, наверное, самое популярное в применении к разного рода технологиям. Как определить индекс IQ города, насколько город «умный» или нет? От чего это зависит?
— Самый главный параметр для нас — для администрации города Челябинска — во всех индексах, во всех параметрах, во всех измеримых коэффициентах — как на это реагируют жители Челябинска, какое влияние на них оказывает то или иное техническое решение. Исходя из этого, мы оцениваем потребность в том или ином технологическом новшестве, которое мы будем внедрять в городе Челябинске в рамках проекта «Умный город».
— Требования к «умному» городу минимальные должны же быть, да? Куда мы должны стремиться?
— Если говорить о Smart City об одном городе — есть Smart-составляющие для управления городом, есть сервисные Smart-составляющие для жителей города, есть Smart-составляющие, например, для обеспечения безопасности жизнедеятельности города. Если рассмотреть отдельно эти три спектра, возьмем мероприятия по управлению городом, возьмем сферу ЖКХ. Для того, чтобы объективно оценивать эффективность деятельности в сфере ЖКХ, мы, как минимум, должны собрать так называемый баланс потребления энергоресурсов по городу. Должны точно знать, сколько ресурсов вышло от ресурсоснабжающей организации, сколько прошло по сети, сколько зашло на территорию той или иной управляющей компании, сколько в итоге каждый отдельный житель потребил. И только имея всю эту информацию, мы можем понимать все, что у нас происходит с ресурсоснабжающей системой в нашем городе. Соответственно, для этого нужно поставить датчики на выход, датчики настроить на ресурсоснабжающую сеть, на выход на управляющую компанию и, соответственно, датчики на дом и идеально на каждую квартиру. Еще один пример — все те новые магистральные сети, которые сейчас ставятся у нас в городе Челябинске, уже с датчиками состояния этих сетей. Соответственно, в ближайшие шесть – семь лет нам не нужно будет раскапывать эти участки для того, чтобы понять, есть на ней повреждения или нет. В онлайн-режиме мы будем получать информацию о состоянии этих магистралей.
— Это что касается управления городом. Для Челябинска основные темы — это экология, здравоохранения и опять же безопасность. Как в этих сферах?
— Мы сейчас в городе Челябинске пилотируем уникальную систему видеоаналитики на пляжах города. Это система, которая не просто ведет видеосъемку, делит пляж и водную гладь на зоны, где можно людям находиться и где находиться нельзя. Система автоматически может сигнализировать о том заплыл ли человек за буйки и сообщать об этом диспетчеру. Может сигнализировать о том нырнул ли человек и вынырнул, система ведет человека под водой. Может вам сказать типично ли ведет себя человек на пляже для нормального человека, в нормальном он состоянии или не очень, и что с этим может быть связано. Уже приступили к реализации этого проекта на остановках города. Когда мы поставим современные системы видеоаналитики и видеонаблюдения, появятся кнопки вызова полиции, я уверяю вас, очень быстро наши остановочные комплексы станут островками безопасности. А если говорить про здравоохранение, то, например, сейчас у нас полным ходом реализуется онлайн-запись. Мы сейчас пилотируем телемедицину — это онлайн-консультации. Уже в ряде муниципальных клиник, в том числе в первой городской больнице № 1, идет очень успешный пилот. Здесь у нас горздрав очень активно реализует все сегменты проекта «Умный город». Конечно, мы пока пилотируем, пробуем, потому как цена ошибки в медицине — мы все с вами понимаем — очень велика. Если говорить об экологии — вместе с министерством экологии, вместе с правительством Челябинской области уже практически сформирована единая информационная среда, сбор информации со всех экологических датчиков мониторинга окружающей среды. Соответственно, уже сейчас мы имеем информацию об актуальном состоянии воздуха. Это уже находит отражение во всех аналитических документах, которые так или иначе готовятся у нас в городе Челябинске. Другое дело, что эта система, на наш взгляд, может быть расширена, и количество таких датчиков может быть увеличено. Сделаю акцент — эти датчики должны быть сертифицированы. Потому что мы сколь угодно можем поставить непонятных датчиков и потом какую-то веселую картинку вывести на экран и сказать: «Боже, все пропало!». Или, наоборот, — вот смотрите как все замечательно. Все датчики должны быть сертифицированы, должны быть определенные стандарты сертификации данных устройств. И надо сказать в этом плане очень непопулярную вещь — все-таки мы забываем сколько в Челябинске мероприятий за последние десять лет было сделано с точки зрения улучшения качества воздуха. Их огромное количество. Предприятия вкладывают в улучшении экологической повестки огромные средства. Другое дело, что мы понимаем, что жителям этого пока недостаточно. Это вполне очевидно. Мы, в том числе, администрация города, будем продолжать эту работу.
— Как в эту систему встроены жители города?
— Неотъемлемая часть успешной работы Smart City — это активное участие жителей в жизни города. У нас есть, на мой взгляд, отлично реализованное решение — платформа «Активный житель 74». Скоро практически каждое важное решение будет решаться, в том числе, на основании голосования на «Активном жителе». Со всей ответственностью заявляю.
— Можно сказать, это виртуальные публичные слушания?
— Конечно. Плюс к этому мы понимаем, что в городе Челябинске нужно расширять эту повестку. Мы должны включать жителей не только в голосование, но и в активное участие.