Продвижение в интернете — неотъемлемая часть бизнес-плана любой компании: от крупного банка до индивидуального предпринимателя. Как меняется этот рынок и почему мобильное приложение уже не модно? Об этом главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову рассказал директор центра инноваций «Стратегия роста» Олег Извеков.
— У каждого из нас есть мобильный телефон, и мы привыкли, что там много приложений. С одной стороны, мы без них уже как без рук. С другой же стороны, в один прекрасный момент понимаешь, что их уже много. Что сейчас происходит на рынке коммуникаций между предпринимателем и клиентом? Какие новинки в пользовании? Приложения — это сейчас модно?
— Мы сейчас находимся на пороге новой эры. Она начинается с некоего заката эпохи мобильных приложений. Как бы сейчас кому-то это не показалось странным, что он такое несет, какой закат? Это ровно так. В свое время кризис пережили сайты, которые стали очень дороги в обслуживании. Бизнесу теперь даже иногда невыгодно запускать CEO-продвижение своего сайта. То же самое переживают сейчас мобильные приложения. Да, пока еще многие на волне, что нужно свое мобильное приложение.
— Несколько лет назад говорили, что если у тебя нет мобильного приложения, то и тебя фактически нет, потому что вся система на это заточена.
— Вот именно. И система скоро начнет давать сбой, она уже сбоит. Аналитика клиентского поведения говорит о том, что клиенты все чаще и чаще реагируют более негативно на призыв скачать какое-то приложение. Например, заходите вы в магазин, говорите: «У меня есть ваша дисконтная карта», а вам отвечают: «Вы знаете, через месяц она перестанет действовать, нужно скачать наше приложение».
— Вроде бы плюс, меньше пластика, но с другой стороны, куда, у меня уже места в смартфоне нет.
— Да, и ты думаешь: «Да не хочу я больше ничего скачивать. Что теперь для каждого магазина приложение иметь? Во-первых, у меня уже памяти на смартфоне нет! Во-вторых, не хочу я этим заниматься! Я уже запутался в своих приложениях». Этот негативный фон увеличивается, особенно у женской части аудитории, которая начинает воспринимать такое как манипуляцию. Второе: стоимость привлечения клиента через мобильное приложение. Сотни миллионов приложений уже находятся в магазинах AppStore, Google Play и подобных. Сейчас, чтобы выделиться, нужно в России в среднем потратить по итогам 2022 года от 6 до 7 тысяч рублей, чтобы один человек скачал приложение. Представляете?
— Какому-то крупному банку, мне кажется, это возможно сделать. Есть зарплатные проекты, есть приложение любимой заправки, магазина.
— Это очень верно, потому что именно те мобильные приложения, которыми мы привыкли пользоваться каждый день, нужны. А все остальное — это рудименты, которыми забит наш смартфон.
— Куда идти бизнесмену, если не делать свое приложение?
— Очень активно развивается сфера миниприложений. Что это такое? Это ровно та история, в направлении которой сейчас идут такие мастодонты рынка, как «В Контакте», Telegram. Очень скоро об этом заявит Сбер и другие. Это приложения, которые уже встроены в ту экосистему, которой вы пользуетесь. Это либо ваш любимый мессенджер, либо любимая соцсеть. Уникальное свойство миниприложений в том, что вы их не скачиваете на смартфон, вы просто в мессенджере или соцсети отмечаете, какими миниприложениями хотели бы пользоваться, и они появляются в профиле. Они не занимают память, вы не тратите время и деньги, не верифицируетесь в каждом приложении, так как делаете это один раз в мессенджере или соцсети.
— Это поведение клиента, да. А поведение бизнесмена в данном случае — ему нужно, очень грубо говорю, ложиться под какую-то экосистему, чтобы потребитель его нашел?
— Я бы так не говорил. Когда вы скачиваете свое любимое приложение, например, в AppStore, вы же не считаете, что легли под Apple? Это просто магазин приложений, который есть у многих. Ровно также ваши приложения как бизнесмена могут быть в сервисах «В Контакте», и ими начнут пользоваться. Принципиально то, что по сравнению с мобильными приложениями миниприложений очень мало, до сотни тысяч.
— То есть цена входа достаточно низкая?
— И это будет продолжаться, но не очень долго. Сейчас — это голубой океан, но когда через два-три года мы встретимся и поговорим на эту тему, мы обсудим, как здорово изменился профиль клиентского поведения, когда мы все пользуемся миниприложениями в удобных приложениях. И главное — для бизнеса миниприложение значительно проще сделать и дешевле продвигать.