Работники Wildberries в Челябинской области готовятся дать отпор «диким ягодам» — они создают профсоюз. Такое решение принято по итогам встречи Федерации профсоюзов региона с сотрудниками пунктов выдачи заказов маркетплейса. Каковы главные цели и задачи новой общественной организации? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Олег Екимов.
— Прозвучало заявление о создании профсоюзов Wildberries. Кого это коснется? Предпринимателей, которые заключают договор, или сотрудников?
— Я думаю, многие жители нашей области, да и всей России видели информацию в интернете о так называемых забастовках сотрудников Wildberries. Мы постоянно мониторим ситуацию в социально-трудовой сфере, увидели это, и одномоментно на нас через социальные сети вышли работники пункта выдачи и рассказали о тех нарушениях, которые, по их мнению, есть. Это различные штрафы и нарушения в сфере охраны труда. Мы с ними встретились, переговорили. После было принято решение создать профсоюзную организацию, поскольку это единственная организация по трудовому кодексу, которая может представлять интересы работников. Действительно, ситуация очень непростая. Люди, с которыми мы встречались, не понимают, в каком статусе работают. У них был сначала трудовой договор, потом пришла какая-то оферта на заключение гражданско-правового договора, кто-то работает как самозанятый. Поэтому вся эта непонятная ситуация породила идею создать профсоюзную организацию.
— Этот ответ маркетплейсу на скандал был необходим?
— Однозначно необходим. Этот скандал показывает, что профсоюз необходим для того, чтобы урегулировать разногласия между работниками и работодателями. Потому что работа людей в пунктах выдачи, по нашему мнению, находится в сфере трудовых отношений.
— Челябинская область отличилась тем, что кроме одной точки у нас никто в забастовке участие не принял. О чем это говорит? У нас люди боятся защищать свои права? Или предпринимателей, наоборот, все устраивает?
— Я думаю, это говорит о том, что люди многие не знают своих прав и боятся защищать свои права. Потому что у тех людей, с которыми мы встречались, до определенного времени, действительно, была очень хорошая заработная плата. При такой зарплате они были готовы закрывать глаза на многие нарушения, в том числе на штрафы и нарушения в сфере охраны труда. Но когда сумма штрафов превысила размеры заработной платы, и некоторые начали работать в минус, люди поняли, что им необходима организация, которая будет представлять и защищать их интересы. Кто-то, конечно, не пошел, потому что побоялся лишиться работы и средств к существованию. Это понятно.
— Вы говорите о том, что уже получали жалобы и обращения. Сколько обращений вы получили? Давайте разберем, какие были виды жалоб.
— Самое главное — это штрафы, которые не предусмотрены трудовым кодексом. Были вопросы к режиму труда. Есть определенный режим работы точек выдачи, но при этом людей, которые трудятся в пункте выдачи, заставляли приходить на два часа раньше для того, чтобы еще и разгружать машины, которые приходят с грузом. То есть он выполнял функционал не только менеджера пункта выдачи, продавца, он еще и работал за грузчика.
— Экономили.
— Да, экономили на этом. Плюс, они еще вынуждены и убираться в этом помещении. То есть еще и уборщиком работали.
— А это задерживаться после работы.
— Были вопросы к режиму отдыха. Вроде как предусмотрены перерывы, но штрафовали за то, что отлучаешься на 10-15 минут, чтобы перекусить, либо какие-то личные надобности есть. Вопросы охраны труда: разгружают пришедшие автомобили, но есть же нормы к тому, какой груз можно переносить, к складированию этого груза, размещению товара. Есть и опасные товары, которые продаются,- краски. Определённые нормативы размещения нигде не соблюдались. Поэтому мы решили вместе с работниками заняться этим вопросом. Сейчас готовим обращение в контрольно-надзорные органы. Будем предлагать им провести проверку соблюдения законодательства. Поскольку сейчас уже есть члены профсоюза, мы сами, наши правовая и техническая инспекции, можем выйти и провести проверку соблюдения трудового законодательства, поскольку считаем, что в подавляющем большинстве сотрудники пункта выдачи находятся в трудовых отношениях.
— Вы не сказали сколько обращений к вам поступило. Есть какая-то цифра?
— Да. На данный момент обращения единичные. У нас была встреча, там было четыре представителя Wildberries. Мы пока их не озвучиваем осознанно для того, чтобы избежать давления. Как только у нас будут оформлены все документы, в том числе обращения, мы должны будем уведомить руководство о наличии профсоюзной организации. Но сейчас посредством социальных сетей мы собираем информацию о возможных нарушениях от всех тех, кто работает в этом маркетплейсе.
— Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Есть такое мнение, что точки выдачи Wildberries пострадали заслуженно. Потому что продавцы, которые реализуют свой товар, жалуются на воровство на точках, на поломки. В конечном итоге они страдают от того, что прибыль у них падает. Может быть, здесь не однозначная ситуация, как вы считаете?
— Сами ребята, с которыми мы встречались, подтверждают, что приходит либо пересортировка, либо бракованный товар. Но почему за это должны отвечать они? Нужно смотреть всю цепочку. Может быть, изначально продавец такой товар положил? Может быть, это работники склада допустили поломку. Они говорят, что готовы за это отвечать, но при этом должна быть система контроля. Вскрывать товар перед видеокамерами, чтобы была возможность обжаловать штрафы, защитить себя. Сейчас же, если выявили какой-то брак, отвечает человек, который в пункте выдачи. Но это, может быть, на складе произошло. Либо при погрузке. Нужно во всем разбираться. Здесь же пошли по самому простому пути: нашли крайнего, с крайнего удерживают. Неправильно.
Чтобы собрать жалобы работников Wildberries для обращения в прокуратуру, профсоюз организовал чат в Telegram, создал анонимную анкету и запустил «горячую линию» 8-900-028-02-08. Рассказать о злоупотреблениях работодателя также можно в письме на почту yurist@chelprof.ru.