Среди основных тезисов — экологичный транспорт, поэтапный вынос вредных производств за город и изменение самой философии развития промышленного центра. Как создать действительно работающую стратегию, рассказал председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров.
Станислав Иванович, стратегия развития Челябинска до 2035 года. Что это за документ? Когда он будет презентован? И каким образом идет формирование тезисов?
Сейчас идет процесс набора информации на различных площадках, которые сегодня определены в городе. Как раз для того, чтобы пообщаться разными сообществами. Это как малый, так и крупный бизнес, служащие, профессура и просто жители города. Все те, кто хотят поучаствовать в разработке стратегии, мы приглашаем на наши площадки для того, чтобы подискутировать и поднять те проблемы, которые сегодня в городе существуют, и разработать пути их решения.
Какая у стратегии будет структура?
Это 12 направлений, по которым уже ведется работа. Это касается транспорта, медицины, экологии, учебы. Все эти 12 направлений касаются жизнеобеспечения города и разбиты на подгруппы, ими как раз и занимаются профильные комиссии. Занимаемся этим не только мы, но и исполнительная власть, и общественные организации. Последний круглый стол мы проводили на базе РАНХиГС, например.
Каким эксперты видят Челябинск в 2035 году?
Мы должны сегодня рассказать о том к чему и какими путями мы пойдем. Стратегия просматривается не только до 2035 года, но и на дальний период — до 2050 года. К чему же должен прийти наш город? Если говорить про население, то эксперты говорят, что к 2035 году в Челябинске будет уже проживать порядка 1,5 миллиона человек. Нужно посмотреть, где помочь бизнесу? Что должны мы развивать в городе и какие преференции предоставлять? Как должна развиваться улично-дорожная сеть? Какие должны быть объекты торговли? Это все должны быть прописано в стратегии. Это должен быть простой и понятный документ, по которому город должен жить на протяжении большого периода жизни. Потому что, как говорят эксперты, 30 лет — это как раз срок жизни одного поколения.
Ранее были ли подобные стратегии развития города?
Стратегия у нас была как документ, но в том, что он рабочий есть большие сомнения. Есть у нас примеры в других городах. В соседнем Екатеринбурге стратегия писалась несколько лет назад, и она реально работает. Также и мы сейчас поступаем. Эта стратегия пишется снизу, а не в чиновничьих кабинетах. Разного рода эксперты и жители высказывают свое мнение. Мы торопиться не будем.
Когда разрабатывается стратегия на такой длительный срок, есть соблазн помечтать. Перечислите, пожалуйста, несколько предложений по улучшению Челябинска, которые уже прозвучали.
Самая главная мысль, которая звучит на протяжении всего обсуждения — это поменять подход и психологию. Если в Советское время и досоветский период, когда формировались городские пространства, они создавались абсолютно по-другому, чем сейчас. Чаще всего, они появлялись вокруг производств. И тогда люди были только для этих предприятий. Сейчас же нужно сделать город для людей, удобных для их проживания. При этом, тем не менее, обеспечив достаточное количество рабочих мест, в соответствии с теми компетенциями, которые есть у нашего города. Добавлю, что в разных направлениях это разные предложения. Начиная от фантастических — вынос всех производств за территорию города. До достаточно интересных, по развитию, допустим, муниципального транспорта. Все эксперты сходятся во мнении, что муниципальный транспорт должен остаться. Особенно электрический и транспорт, работающий на сжиженном газе. В этой части обсуждается появление выделенных полос, комфортное продвижение трамвайной сети. В этом контексте обсуждается и создание монорельса на базе нашего трамвая.