Крупнейшая конкурсная и образовательная площадка для молодых кинематографистов на четыре дня превратит город в столицу короткометражных фильмов. Подробности рассказали директор фестиваля Николай Тележников и куратор Мария Онипкина.
Фестиваль проводится не первый раз. В чем его фишка в этом году?
Тележников: Впервые наш фестиваль поддержан Союзом кинематографистов, поскольку в Челябинске открылось подразделение Союза, и я его возглавляю. Кроме того, у нас продолжается программа всероссийских питчингов, то есть, конкурс киношных сценариев и проектов. И самое важное, что я вижу сейчас, за три года существования нашего фестиваля кино в Челябинске начало появляться, люди стали снимать кино со страшной силой. Короткий метр, игровой, не игровой. На полный метр несколько ребят пошли, сериалами занимаются, веб-сериалами. В Челябинске возникает кино, это очень радует.
Онипкина: У нас большая новость и большая радость. С этого года партнером фестиваля стал Государственный исторический музей Южного Урала. Сбылась моя мечта, я очень хотела расширить фестиваль фотовыставками и театральными представлениями. И у нас на фестивале будет сразу три фотовыставки, одна из которых посвящена фильмам, снятым в Челябинске. У нас есть и традиционные вещи. Например, конкурсная программа фестиваля и образовательная площадка. И если говорить про образовательную площадку, то мы всегда стремимся привозить интересных людей, экспертов. Причем, это эксперты молодые, которым 35−40 лет, это люди, которые уже состоялись в профессии. Я могу назвать такое имя, как Кирилл Ковбас. Это актер театра и кино, режиссер, преподаватель GOGOL school. Он приедет с четырёхдневным интенсивом для актеров театра и кино, а также для режиссеров.
В программе есть мастер-классы, интенсивы, дискуссионные панели. Основной материал, конечно, которокометражные фильмы. Как это будет совмещаться, где что будет?
О. Как обычно бывает на фестивалях, в которых мы пытаемся успеть всего и много, у нас будет параллельная программа мастер-классов и конкурсных показов. Все это будет традиционно проходить на площадке Челябинского института культуры. Большое мероприятие для сценаристов и тех, кто еще не снял кино — питчинг — будет проходить на территории музея. И там же будет, приоткрою завесу тайны, специальное мероприятие, альтернативное открытие — театральный перфоманс «Playback театра». Вся информация есть на нашем сайте chelkinofest.ru и в группах в социальных сетях «ЧелоВечное кино».
Что получается к концу фестиваля? Отбираются финалисты, просматриваются какие-то сценарии, что в итоге? Какие возможности открываются у участников?
Т. Главная задача нашего фестиваля в том, чтобы разрушить неверие людей в собственные силы. Что касается результатов. Конечно, у нас будут лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор. Они все получат призы. У нас специально для этого готовится статуэтка силами нашего вуза.
Оскар?
Т. Это будет не Оскар, это будет человек с крыльями, который олицетворяет «ЧелоВечное кино». Статуэтка делается вручную, обжигается в специальных печах, а затем покрывается глазурью. Те проекты, которые наиболее понравятся участникам комиссии, будут поддержаны. У нас в гостях будет студия имени Горького, Свердловская киностудия, представители молодежного центра Союза кинематографистов, местные продакшены. В результате ребята получат реальную помощь для воплощения своей идеи, для производства своего фильма. Кроме того, все жители города получат уникальную возможность посмотреть короткометражные фильмы, которые нигде больше невозможно увидеть. В интернете этих фильмов нет, потому что у них своеобразная фестивальная жизнь. Они, возможно, появятся на каких-нибудь платформах года через три. Пока это можно посмотреть только на нашем фестивале. Это самое новое, самое горячее, то, что снято буквально сейчас. Победители нашего фестиваля будут показаны 4 апреля на закрытии, которое состоится в 18 часов в концертном зале имени Смирнова. Возможно, мы сделаем эхо фестиваля, скажем, через месяц.
О. Есть еще очень серьезные спонсоры и очень серьезная поддержка. Например, к нам регулярно приезжает программный директор 18 международных кинофестивалей. Ее зовут Александра Жукова, и она каждый год приглашает лучшие фильмы на другие международные кинофестивали без конкурсного отбора. И если говорить о материальных призах, в этом году у нас предусмотрен, об этом еще никто не знает, призовой фонд. И у нас будет поддержка от трех продакшенов. Это компания Canon, которая предоставляет в аренду камеру для лучшего проекта питчинга. И две компании — челябинские продакшены, которые помогают в реализации съемок.
Мария, а есть прирост? Допустим, прошлый год, позапрошлый и в этом году?
Да, но это не заслуга фестиваля, потому что фестивальная жизнь, количество и качество фильмов совершенно не зависит от организаторов фестиваля. Бывает такое, что сильных фильмов немного, и тогда в работу включается программный директор фестиваля, которыми в данный момент являюсь я и Николай. Мы много ездим по стране, по другим кинофестивалям, собираем лучшие фильмы, сотрудничаем с фестивалями дебютного кино. Это фестивали «Короче», «Кинопробы», «Киношок», «Движение», которые проходят по всему миру. Николай сделал акцент на том, что наш фестиваль — своеобразная площадка для продвижения регионального кино, но я хочу подчеркнуть, что это международный фестиваль с открытым участием. Приглашаются фильмы любых киновузов, киношкол и производителей со всего мира. В этом году у нас будут фильмы из 12 стран. И интерес участников к тому, чтобы приезжать — большой. В этом году у нас будет больше 30 человек только конкурсантов, и более 15 приглашенных гостей и экспертов жюри. И для нас очень большая радость в том, что, если мы в 2017-ом еле-еле наскребли два фильма в конкурсную программу из Челябинска, то в этом году — это не квота, это не то, что мы пытаемся продвинуть своих. Это действительно достойные работы, которые сделаны на уровне ВГИКа, на уровне Школы кино и телевидения Петербурга и так далее. И как правильно сказал Николай, это возможность для людей, которые снимают в регионах, увидеть и доказать самим себе, что совершенно не обязательно иметь доступ ко ВГИКовской базе оборудования для того, чтобы снять хорошее кино.