В Челябинской области набирает популярность фиджитал-спорт — направление на стыке компьютерных и традиционных игр. Чем новый формат интересен бизнесу и как зарабатывают на фиджитал-турнирах спортсмены, продюсеру радио «Business FM Челябинск» Юлии Нигматулиной рассказал исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Вне игры» Никита Сандаков.
— Никита, здравствуйте. Начнем разговор с самого понятия «фиджитал-спорт». Расскажите, как из молодежного интереса к компьютерным играм появилось такое глобальное направление?
— Фиджитал — это совмещение виртуального и реального вида спорта. Виртуальный вид спорта очень интересен молодежи. Согласно исследованиям, 80% молодежи до 25 лет занимаются различными компьютерными играми. И фиджитал — это новый вид спорта, который появился у нас в России всего лишь пару лет назад. Он помогает интегрировать физическую активность, различные соревнования в виртуальный мир и оторвать практически 80% молодежи от компьютерных игр, чтобы дать им возможность заниматься физической активностью. Если мы берем какое-то конкретное направление, например, фиджитал-баскетбол или фиджитал-футбол, сначала ребята играют в PlayStation, играют в виртуальный баскетбол или футбол. Затем с этим счетом, который остается у них в игре, они переходят в реальный спорт, и продолжают ту же игру оффлайн. После этого с двух дисциплин счет суммируется и выявляется победитель фиджитал-спорта.
— Как я понимаю, фиджитал-спорт достаточно новый, но весьма перспективный формат. С точки зрения спортивной экономики, чем он интересен бизнесу?
— В первую очередь, это аккумуляция огромного количества молодежи. И не только их, а также взрослых, которые играют в компьютерные игры. Как я уже сказал, это огромная аккумуляция людей, спортсменов, киберспортсменов. Для бизнеса это очень интересно, потому что из одного соревнования мы можем охватывать огромное количество людей. И что самое интересное, это же не только оффлайн, это еще и выход и интеграция в онлайн-режим, тот самый диджитал. Очень много партнеров, различных компаний, которым интересен выход именно в онлайн-формат, трансляции, виртуальные игры для того, чтобы рекламировать свои продукты.
— Получается, здесь могут быть задействованы не только компании в сфере гейминга и спорта, но также предприятия из других отраслей?
— У нас есть хороший кейс. В декабре мы проводили первый фиджитал-фестиваль в нашем регионе, и мы нашли генерального партнера — бренд «Горячая штучка». Это компания, которая производит «Чебупели», «Чебупиццу» и так далее. Грубо говоря, мы вышли на компании, далекие от каких-то технологий и инноваций. Но так как они движутся в ногу со временем и интегрируют различные инновации в свои продукты, в свои заводы, им интересен фиджитал тем, что там аккумуляция, огромное количество студентов и молодежи. Им так маркетингово удобно и правильно рекламировать свою продукцию на большую аудиторию, которая играет в компьютерные игры.
— То есть такой формат интересен для спонсоров?
— Да. Сейчас мы провели большое мероприятие на практически тысячу участников, где у нас было очень много различных компаний не только из-за сферы IT. У нас был генеральный партнер — компьютерный клуб «Колизей», который добавил нам ресурсов на призовой фонд, на техническое обеспечение. Но также различные компании, например, «Таврия» и другие известные бренды нашего региона. Им интересен фиджитал, потому что это новая аудитория студентов, молодежи, которая как раз потом может покупать их продукцию, интегрироваться в их какие-то проекты. Также у нас был хороший кейс с ЧТПЗ. В декабре они заходили к нам на партнерство. Им интересен фиджитал тем, что это их будущие работники. Они как раз видят благодаря рекламе, интеграции, что это завод, который открыт к различным нововведениям, технологиям. И для будущего работника, нынешнего студента это интересно тем, что он может найти себе работу благодаря тому, что увидел на фестивале хороший бренд.
— За все время развития фиджитал-спорта в Челябинской области какое отношение к нему сформировалось у органов власти, общественности?
— Огромная благодарность губернатору Алексею Леонидовичу Текслеру, который дал добро нашему фестивалю и поддерживает различные спортивные направления, в том числе фиджитал. У нас есть хорошая помощь и от правительства, и от различных муниципалитетов, потому что сейчас по новым законам министерства спорта фиджитал интегрируется в спортивные школы, образовательные структуры. Коллеги идут навстречу. После проведенных кейсов, мероприятий они видят, что огромный поток аудитории как раз направлен на фиджитал-спорт.
— Никита, а как могут зарабатывать на фиджитал-спорте сами спортсмены?
— Это сейчас уже полноценный бизнес. Есть рынок фиджитал-спортсменов, потому что есть официальные соревнования, которые входят в единый календарный план. Спортсмены выходят на международную арену. И все спортсмены зарабатывают определенные деньги за свою игру. Например, у нас в Челябинске был Кубок России по баскетбольному двоеборью в мае 2024 года. Когда мы формировали команду, у нас был определенный фонд на оплату приезжих специалистов для того, чтобы мы поднимали класс нашей команды на фоне других. Это лишь один из немногих форматов, где можно зарабатывать на фиджитале. Понятно, это делают фиджитал-спортсмены. Сейчас появляются различные фиджитал-школы. К примеру, мы в Челябинске и Магнитогорске сделали впервые фиджитал-лагерь. Честно говоря, сейчас этот спорт очень быстро развивается и появляются возможности интегрирования, зарабатывания огромных ресурсов с разных сторон, в том числе при организации мероприятий для партнеров, при создании полноценных профессиональных команд.