В Челябинске проходит всероссийский форум СМИ. Что обсуждают на нем журналисты и может ли сегодня быть прибыльным средство массовой информации, рассказал заместитель гендиректора Издательского дома «Московский комсомолец» Олег Воробьёв.
Олег Евгеньевич, может ли средство массовой информации быть прибыльным бизнесом?
Как ни странно, может. И хороший этому пример издательский дом «Московский комсомолец». Но для это необходимо диверсифицировать все, что вы делаете. Например, в МК это ежедневная газета, еженедельники в российских регионах и зарубежных странах, типография, интернет-ресурсы, наша розничная сеть. Это весь бизнес вокруг газеты, и в зависимости от того, на каком рынке кризис, мы можем менять денежные потоки для продолжения существования Издательского дома.
Если говорить о разных видах СМИ то, что сегодня наиболее перспективно? Сайт, газета, телевидение?
Наиболее перспективно искать своего потребителя по разнообразным каналам. Компания «Медиаскоп», которая измеряет аудиторию всех СМИ, дает, что у нас пересечение аудитории печатной версии МК и сайта газеты всего около 1%, то есть, это совершенно разные читатели.
Аудитория газет постоянно сокращается в силу возрастных предпочтений, и происходит переток к сайтам?
Действительно, основная аудитория газет — это старшее поколение. Но она сокращается не из-за того, что газеты неинтересны, а из-за проблематичности получения прессы. Мы знаем, что в России розничные сети сокращаются, это очень серьезная сейчас проблема. Мы знаем о ситуации с подпиской, когда это стало значительно тяжелее сделать и получить вовремя газету за вменяемые деньги. Мы знаем о проблеме роста себестоимости бумаги, печатная версия газеты становится очень дорогой для нас, как для производителей этого контента.
О проблемах розничных cетей мы тоже неоднократно рассказывали, в частности о сокращении Роспечати, но при этом некоторые издания пользуются распространением через супермаркеты.
Челябинская область многие годы была лидером с точки зрения распространения печатной прессы и на многих форумах приводилась как пример, как надо распространять. Знаю, что сейчас и на Южном Урале стала проявляться эта проблема, что сокращается розница. И общая тенденция, что все больше распространения газет происходит через супермаркеты натыкается на то, что читатель к этому еще не привык. Человек приходит туда купить хлеб, молоко, и качественный переход читательской аудитории от классических точек распространения к супермаркетам, к сожалению, пока не произошел. И сейчас издатели видят, что по стране классическая розница сокращается, а тираж, процент розницы через супермаркеты аналогично не увеличивается.
Для прессы основная проблема — это распространение. А есть еще какие-то сложности у СМИ, которые стоит обсуждать?
Есть очень большая проблема перетока качественных журналистов в крупные города, и в маленьких городах это очень болезненно ощущается. Как только журналист проявляет себя, он старается переехать либо в областные центры, либо в Москву и Питер. Другая проблема — это образование, которое получают на факультетах журналистики. Зачастую это образование очень далеко от практики.
В Челябинске в эти дни проходит уже в 20-ый раз медиафорум, вы в нем участвуете тоже далеко не впервые. Расскажите, как меняется форум и Челябинск, в том числе?
В Челябинске проходит целых три мероприятия. Это пятый форум региональной журналистики, это «Инфорум» Союза журналистов России и 20-ый фестиваль журналистов Челябинской области. Это очень важная площадка для того, чтобы мы могли встречаться нашим профессиональным коллективом и обсуждать наши проблемы и на пленарных заседаниях, и кулуарно, делится какими-то своими наработками. В Челябинск я действительно не первый раз приезжаю, и всегда с удовольствием, и я вижу, как меняется город. За последние 10 лет открылось очень много общественных заведений, пространств, общественных зданий. Да, общество обсуждает и какие-то проблемы, например, экологии и так далее, которые есть в городе. Но не замечать те положительные изменения, которые происходят с Челябинском, невозможно. Особенно мне, как человеку, который приехал из Москвы.