Основным приоритетом антимонопольной службы остается развитие здоровой конкуренции. Как сейчас строится работа ведомства? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказала заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Наталья Мартынюк.
— Наталья Игоревна, в России сейчас увеличили штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам. Какие сейчас суммы? Какие действия мы можем считать воспрепятствованием?
— В первую очередь хочется сказать, что заключение картеля и антиконкурентных соглашений является самым существенным нарушением закона о защите конкуренции. Поскольку это напрямую влияет на бюджет, развитие конкуренции, экономию средств, в том числе на торгах. Сговоры, так называемые картели, которые выявляет антимонопольный орган, требуют большого объема работы, в том числе антикартельных проверок.
Это так называемые рейды на рассвете, когда антимонопольный орган внезапно, имея признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях компаний, которые предварительно сговорились и заключили антиконкурентное соглашение, выезжает непосредственно на место, где хозяйствующий субъект осуществляет такую деятельность и собирает доказательства. Такие инструменты, конечно, являются эффективным способом сбора доказательств, информации, сведений, которые лягут в основу дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольная служба может применить меры реагирования, признать нарушения, выдать штрафы. Нужно отметить, что за подобные нарушения предусмотрена еще и уголовная ответственность. По России уже есть прецеденты, примеры таких дел, когда хозяйствующие субъекты привлекались к этому. Что касается штрафов, которые установлены, раньше они составляли от 10 до 50 тысяч рублей. Конечно, это было неэффективно, поскольку хозяйствующие субъекты, которые вели себя недобросовестно, это не останавливало. И это, в первую очередь, препятствовало антимонопольному органу в сборе доказательств, получения информации. Сейчас штрафы увеличены, и здесь нужно акцентировать внимание, что они направлены на недобросовестных участников рынка. То есть такая административная нагрузка не коснется тех, кто ведет себя на рынке в соответствии с требованиями закона и взаимодействует с антимонопольным органом.
Штрафы установлены в зависимости от выручки компании. Нижний порог — 100 тысяч рублей. Если у юрлица выручка более 2 миллиардов рублей, то речь идет о крупных компаниях, которые работают на рынке, то штраф может составить до 2 миллионов рублей. Поэтому надеемся, что эта мера тоже поспособствует проведению антимонопольным органам проверок, оперативному сбору доказательств, выявлению и пресечению подобных нарушений. А какие препятствия антимонопольным органам: хозяйствующие субъекты закрывают кабинеты, в которых антимонопольная служба производит осмотр, убирают рабочие документы и компьютеры, чтобы служба не получила информацию. Доходит даже до того, что имитируют пожар, вызывают пожарные службы, чтобы препятствовать ходу проведения проверки.
— Да, интересно. Теперь такие суммы штрафов, конечно, уже ни 10, ни 50 тысяч не отложить на эти цели. На каких рынках сегодня сговоры наиболее распространены?
— Если говорить в целом о Российской Федерации, то это рынки лекарственных средств, строительства. К сожалению, рынки находятся под такой угрозой, пристальным вниманием недобросовестных хозяйствующих субъектов, и поэтому антимонопольная служба уделяет особое внимание. В качестве примера на территории Челябинской области отметим наши дела.
Мы выявили три картели 15 хозяйствующих субъектов. На протяжении трех лет они реализовывали сговор на разных торгах по поставке запасных частей для трамваев и троллейбусов. В разных регионах несколько групп компаний такой сговор реализовывали и препятствовали экономии, развитию конкуренции, пытались добросовестных участников с рынка убрать.
Существуют разные модели недобросовестного поведения на торгах, когда хозяйствующие субъекты заключают такое соглашение. Например, «таран», то есть демпинг, сразу же существенное снижение цены, которая заявлена на торгах. Либо это «вальс-карусель», когда компании заранее определяют, кто из них будет победителем аукциона, и способствуют этому. Создают псевдоконкуренцию, чтобы имитировать соблюдение требований закона, но антимонопольная служба выявляет такие нарушения. В данном случае было выявлено, что компании действовали с одних IP-адресов, использовали одни компьютеры. Компании, которые должны между собой конкурировать, грубо говоря, находились в одном офисе, подавали заявки с одного компьютера. Заранее сговорились о том, как им реализовывать свое поведение на торгах. Конечно же, это недопустимо, антимонопольная служба пристально следит за подобными нарушениями. На особом контроле держит данные сферы.
— А как строится в этом направлении работа антимонопольной службы с правоохранительными органами?
— Мы сказали про проверки, которые антимонопольный орган проводит. Нужно еще сказать, что на территории Челябинской области взаимодействуем с правоохранительными органами в части проведения совместных проверок. То есть привлекаются сотрудники правоохранительных органов. Мы совместно выезжаем к хозяйствующим субъектам. Кроме того, у нас в области действует рабочая группа со всеми правоохранительными органами, где мы также обсуждаем вопросы и принимаем различные меры для того, чтобы выявить и пресечь подобные картельные действия со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов.