Россияне все чаще стали пользоваться банковскими ячейками для хранения наличных денег и ценных вещей. При этом договоры, которые клиенты заключают с банками, как правило не гарантируют возмещения ущерба, так как банк оказывают услуги по предоставлению ячейки в аренду, и ответственность за сохранность содержимого не предусмотрена. Как с помощью нотариуса снизить риски потери оставленного в ячейке имущества? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказала президент Челябинской областной нотариальной палаты Наталья Кузьмина.
— Наталья Владимировна, что можно хранить в банковской ячейке?
— Когда клиент арендует банковскую ячейку, он получает сейф, который расположен не у него дома, не вмонтирован в стены, а находится в специальном хранилище в здании банка. В ячейки можно вкладывать определенные ценности, это могут быть не только деньги, а документы и какие-то носители информации, предметы искусства.
— Если банковскую ячейку планируется использовать для расчета по сделке купли-продажи имущества, то какие здесь могут быть варианты?
— На самом деле, использование банковской ячейки для места хранения или передачи денежных средств от продавца покупателю получило огромную популярность еще в начале 90-х годов. Но на сегодняшний момент есть уже более современные правовые инструменты, которые позволяют безопасно передавать деньги при заключении сделок между продавцом и покупателем. Это депозит нотариуса. У каждого нотариуса открыт специальный депозитный счет. Он так и называется — публичный депозитный счет нотариуса. Личные денежные средства нотариус на таком счете хранить не имеет права, это запрещено законодательством. Он может совершать нотариальные действия, такие как принятие денежных средств в депозит. В тех случаях, когда депонент не может исполнить обязательства непосредственно кредитору, когда кредитор уклоняется от получения денежных средств, ожидая получения больших процентов, каких-либо штрафных санкций. И во втором случае происходит депонирование безналичных денежных средств на основании совместного заявления должника и кредитора, либо только на основании заявления должника по нотариально удостоверенной сделке.
Возьмем за пример заключение договора купли-продажи. Стороны приходят к соглашению, но всегда возникает камень преткновения, вперед отдать имущество или передать деньги. Потому что опасение есть, а вдруг другая сторона не исполнит свои обязательства. При нотариальном удостоверении договора продавец и покупатель заключают договор, подписывают документ и могут договориться о том, что порядок расчетов будет идти через публичный депозитный счет нотариуса. Например, в понедельник пришли и заключили сделку. В условиях договора указано, что в течение этого же дня либо одного следующего покупатель вносит денежные средства на депозитный счет нотариуса. Нотариус при получении сведения о том, что на его счет зачислены такие денежные средства, передает соответствующее сведение и документы в регистрационную палату для регистрации перехода права собственности. Без дополнительных походов как продавца, так и покупателя. После получения нотариусом сведений из регистрационной палаты, что переход права собственности зарегистрирован, мы получаем в электронном виде такой документ, нотариус делает распоряжение банку о переводе для зачисления денежных средств на счет продавца.
— А какие деньги могут быть внесены на депозит нотариуса и как это происходит?
— Как правило, на депозит нотариуса могут быть внесены как наличные, так и безналичные денежные средства. Но подавляющее большинство случаев — это, конечно, только безналичные средства. И деньги, заметьте, приносят не нотариусу в кабинет, а денежные средства непосредственно сдаются в кассу банка на основании распоряжения нотариуса о зачислении на публичный депозитный счет. И не просто так зачисляем, а для этого есть основание, нотариально удостоверенный договор.
— В случае банкротства банка средства на депозите нотариуса защищены?
— Это достаточно хорошо регулировано в законодательстве. Закон установил определенные гарантии безопасности для имущества, которое внесено на депозит нотариуса. Средства защищены от банкротства банка, и деньги, которые хранятся на таком счете, не подпадают в конкурсную массу банкрота. Они не будут являться средством расчета банка по своим обязательствам и должны быть возвращены владельцу, то есть тому, кто внес денежные средства на депозитный счет нотариуса.
— Как используется депозит нотариуса при договорах?
— Основное преимущество внесения денежных средств на депозит нотариуса в том, что обязательство должника перед кредитором считается исполненным с момента внесения средств на депозит. На нашем примере по договору купли-продажи продавец должен передать имущество, а покупатель принять и оплатить его. Следовательно, факт передачи денег, оплаты происходит путем внесения средств на депозит нотариуса. Как только денежные средства зачислены на счет, свои обязанности по договору покупатель исполнил. На том же примере договора купли-продажи, после получения сведений из регпалаты нотариус видит, что переход права произошел, покупатель стал полноправным собственником имущества. Нотариус выдает распоряжение банку о зачислении денежных средств на расчетный счет продавца. На сегодняшний момент практически все банки работают в режиме электронного документа оборота, соответственно, бегать с какой-либо платежкой не требуется. Все достаточно быстро, эффективно и удобно.