О перспективах сотрудничества с китайскими инвесторами рассуждают президент Уральского экономического союза Олег Витковский и вице-президент российско-китайского центра по Уралу и Сибири Владимир Сучилов.
Несколько дней на Южном Урале работает большая делегация бизнесменов из Китая. В их планах сотрудничество в сфере сельского хозяйства, верно?
Сучилов: Они приехали и встречались с нашими производителями. Мы организовывали переговоры с «Увелкой». Они общались с «Союзпищепромом». Мы также их возили в Карталы и Брединский район. Показывали площадки возможные для размещения производства и логистическую площадку в Карталах как узловой станции на «Великом шелковом пути» между Китаем и Европой.
Олег Викторович, что Вы могли бы добавить по результатам договоренностей с китайской стороной?
Витковский: Пока о договоренностях рано говорить, потому что они приехали не только к нам. У них вояж с Дальнего Востока. Они были в Новосибирске, Иркутске. Мы как один из городов на их пути, но мне показалось, что им больше всего здесь понравилось. Потому что мы сразу организовывали встречи не только с руководством региона, но еще и с бизнесменами, которые, в принципе, готовы поставлять им то же зерно и пшеницу. Такой широкий подход. Плюс мы тут же сразу свозили их в «Увелку». Там им очень рады были бизнесмены. Каждый хотел их оставить у себя, они это поняли. Предприниматели друг к другу тянутся и есть желание открыть цеха на китайской территории.
Кроме того, Китай это большая территория для гарантированного сбыта продукции, не так ли?
Витковский: В общении с ними, мы говорим, что мы сейчас сами стали Китаем: у нас дешевая рабочая сила. Размещайте у нас производство. Они долго думают. Не так все это просто. Но когда выведешь их на откровенный разговор — они говорят, да, мы готовы разместить у вас производство, чтобы вы действительно своей дешевой рабочей силой его делали. А дальше мы этот продукт заберем, и будем продавать его у себя. О чем это говорит? О том, что действительно Китай огромный. Продавать там есть где. А наш рынок — российский — он очень маленький для них. Тем не менее, и здесь будут продажи идти той же лапши.
А что это за лапша? Расскажите подробнее.
Сучилов: Внешним видом она напоминает всем нам известные спагетти, но делается не из твердых, а из мягких сортов пшеницы. Она белого цвета. Причем производят ее с добавлением соли, чего нет в наших макаронах. Соответственно, она своеобразного вкуса. Но именно такую традиционную лапшу как раз китайцы и предпочитают. Причем, как мы разговаривали в «Союзпщепроме», Китай пока не достигает тех объемов потребления лапши, как Италия, 32 килограмма в год на каждого жителя, но, тем не менее, достаточно достойный показатель. То есть такой лапши потребляется в Китае порядка 50 миллионов тонн в год. Наверное, не так плохо, что они проехали по нескольким регионам. Потому что Челябинская область в одиночку такой рынок насытить, даже на какую-то значимую долю, наверное, не в состоянии. Но это большое подспорье нашим сельхозпроизводителям.
Что это за проект? Действительно он полностью китайцами будет сделан просто с привлечением нашей рабочей силы? Или все-таки у нас будет весь агрокомплекс в этом задействован в перспективе?
Сучилов: На самом деле, на первом этапе они проверяют только качество зерна и проговаривают развитие событий на следующий этап — это строительство завода по производству именно этой китайский лапши, которую они будут забирать 100 процентов полностью к себе на рынок. Это компания, которая представлена во всех местных и международных сетях в Китае. И сегодня от них получил приглашение, которое, я считаю, тоже очень важно озвучить — с их помощью наши компании также могут попробовать войти на рынок сетей Китая, но это очень сложно и это очень ответственно.
Витковский: Я хотел бы добавить, что у нас сейчас есть проект агрокомплекса на юге Челябинской области. Не только один завод. Мы делаем типовой проект, где находилось бы, допустим, овощехранилище; где могли бы фермеры хранить свои продукты до повышения стоимости. Или переработка этих овощей. Это и новый элеватор. Это кормовые заводы, заводы премиксов. Там могли бы сделать цех заморозки, консервации. Это такой типовой хаб. Тем более он приграничен еще и к Карталам, где планируется перевалочный пункт. Где мы не ищем большого инвестора, чтобы все это сделать. Мы привлекаем туда отдельные компетенции. Людей, которые хотят сделать производство на Урале или в Челябинской области. Просто когда компактно — это легче и проще. Вот такой типовой проект сейчас создается. А потом мы с ним пойдем уже по другим регионам. Есть такая же необходимость в Башкирии, в Тюменской области.