Итогом визита Владимира Путина на Южный Урал стало решение о переносе Челябинского электрометаллургического комбината за пределы города по инициативе губернатора Алексея Текслера. Насколько это трудоемкий процесс? Куда теоретически можно перенести предприятие? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал председатель комитета Законодательного собрания региона по экологии и природопользованию Михаил Махов.
— Михаил, для начала, как вы можете прокомментировать решение президента о переносе ЧЭМК? Что эта инициатива означает в целом для экологии нашего города?
— Я оцениваю решение, как крайней степени неожиданное. Да, очевидно, что для всех жителей города и области это благая весть. Я думаю, нет ни одного человека, который бы расстроился по этому поводу. Трудно переоценить значимость, масштаб этого решения. Положительно, конечно, оцениваю.
— Да, это было «больной мозолью» для многих жителей города. В соцсетях все писали: «Ура, наконец-то. Это радость».
— Да, воодушевление и радость, надежда и перспектива. Такое решение, которое даже трудно было предположить. Хотя многие общественники и различные деятели предлагали перенос, но все понимали, насколько это сложно, насколько это дорого, насколько это трудозатратно. Но, тем не менее, президент такое решение принял. Я думаю, что никто, кроме президента, подобного решения принять не мог.
— Куда можно перенести ЧЭМК?
— Честно говоря, понятия не имею, куда. Могу только в теории предположить. Конечно, это место должно быть за чертой города. При этом, оно должно быть в транспортной доступности, то есть не сильно удалено от города, потому что надо большое предприятие обеспечивать рабочими местами. Люди должны удобно, с комфортом и быстро добираться до завода. Поэтому это место должно быть условно в пригороде. Плюс ко всему, естественно, как это всегда было при планировании места для организации завода, с учетом климатических условий, то есть розы ветров, особенности рельефа, близости или удаленности водных объектов. С учетом этих критериев и показателей, я думаю, и будет выбираться место.
— Надо все просчитывать. Навскидку нельзя.
— С кондачка не получится, конечно. Это серьезное предприятие, серьезнейшие технологические процессы, цепочки, которые будут зависеть, естественно, от выбора места. Место, конечно, влияет.
— Насколько перенос ЧЭМК реален? Какие могут возникнуть сложности?
— На мой взгляд, я, конечно, не большой специалист в вопросе строительства заводов, но, тем не менее, мне кажется, что тут уместнее говорить о том, что по сути это будет строительство нового предприятия. И лишь какие-то элементы, какое-то оборудование, может быть, будет использовано со старой площадки. Поэтому, это, строго говоря, не перенос, а новое строительство. И я думаю, что предприятие, которое работает сейчас, в процессе строительства будет продолжать работать. Я надеюсь, люди не лишатся своих рабочих мест, страна будет получать ожидаемую продукцию. То есть никаких сбоев в производственной программе быть не должно.
— Нужно же сначала выбрать место, рассчитать, составить проект. Какие еще сложности могут возникнуть?
— Сложности можно разделить по двум направлениям. Первое — это огромный объем капитала, который необходим для организации такого мероприятия. Это серьезное препятствие на пути. Но этот вопрос также обсуждался между губернатором и президентом. Были, так сказать, очерчены границы возможностей и проговорено, какие инвесторы должны в этом принимать участие, и что они будут принимать в этом участие. Вторая сложность, кроме обозначенного объема необходимых денежных средств, — конечно, техническая. Потому что техническое воплощение, технические изыскания, которые в преддверии проектирования должны быть проведены, и предпроектные изыскания, и разработка самого рабочего проекта — это архисложная задача. Когда-то у нас этим занимались в Советском Союзе профильные институты. Сейчас этих институтов стало на порядок меньше. Есть у нас такая компетенция? Я надеюсь, что есть, и даже в Челябинске она, надеюсь, сохранена. Но, тем не менее, поставлена задача сделать это быстро. То есть придется форсировать. Поэтому техническое исполнение и скорость не должны влиять на качество. Качество не должно ухудшиться как предпроектных изысканий, так и, собственно, самого проекта. Проект должен быть качественным. Вот это залог успеха будущего предприятия.
— Самое главное. Уже заговорили про инвесторов. Как вы думаете, насколько дорого возвести новое предприятие с нуля? И за чей счет будет осуществляться перенос?
— Нет проекта, нет, соответственно, и сметы. Но я понимаю, что это миллиарды долларов. Стоимость такого строительства, создание такого объекта — это миллиарды, а, может быть, даже десятки миллиардов долларов. Думаю, что, безусловно, основной объем капитала — это частные инвестиции. Но я предполагаю, что возможно участие в этом и государства. Так как это предприятие является поставщиком и обеспечивает нужды именно государственных корпораций.
— А по времени процесс возведения сколько может занять? Это же не год и не два даже.
— Конечно, не год и не два. Я думаю, одни предпроектные изыскания могут занять год. Проектирование — не менее года. Прохождение всех возможных экспертиз и согласований. В лучшем случае, опять мы фантазируем, через 3 года можно будет только-только подступиться к началу каких-то строительных работ или оформлению площадки.
— Лет пять минимум.
— Скорее всего.