Закон «О противодействии коррупции» знаком многим. Но кроме взяток существует еще и коммерческий подкуп. О том, какое наказание грозит предпринимателям за подкуп и как не стать его участником, главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову рассказал руководитель уголовной практики адвокатского бюро KRP по защите бизнеса от уголовно-правовых рисков Михаил Кириенко.
— Какие-то новые тенденции есть сейчас в уголовном преследовании бизнеса? Легче предпринимателям работать или сложнее?
— Нужно сказать, что в каких-то сферах стало немножко полегче, потому что государство ослабило давление на бизнес. Но ослабляя в одном месте, поджимает в другом. Поэтому ряд экономических преступлений, которые редко применялись, выходят на первое место по рискам для бизнеса.
— В том числе и коммерческий подкуп? Что это такое?
— Его стало действительно больше. Я думаю, всем известно, что есть взятка, взяточничество.
— Это уже на слуху у всех. Размеры обсуждают все.
— Да, случаи различные, интересные. Это аналог. Коммерческий подкуп — тоже передача незаконного вознаграждения в виде денег, имущества, имущественных прав, оказания услуг. Когда получателем подкупа является лицо, выполняющее управленческую функцию в коммерческой организации.
— То есть взятка — это чиновнику, врачу, кому-то еще. А коммерческий подкуп — это бизнес бизнесу.
— Да, абсолютно верно. В рамках взаимоотношения предпринимателей, хозяйствующих субъектов.
— Подкуп может быть не только деньгами, но и чем-то еще.
— Деньги, имущество — это самые распространенные случаи. Сейчас в практике появляются биткоины, услуги имущественного характера. Например, представителя коммерческого отдела контрагента сводить в ресторан. Или подарить ему шубу. Бывают такие в практике ситуации. Или любят, например, какие-то подарки под Новый год делать. Если это будет что-то обуславливать.
— Подарки под Новый год — какой же это подкуп? Это проявление внимания.
— Если прямо от души — да.
— А если дороже нескольких тысяч рублей, то это уже подкуп?
— Не совсем. Правоохранители смотрят, что если за это на что-то рассчитывает бизнес или лицо, передающее вознаграждение, то могут быть риски коммерческого подкупа.
— Вы упомянули правоохранительные органы. Как информация поступает к ним в данном случае?
— Нельзя забывать о деятельности правоохранительных органов. У нас сейчас достаточно большое количество предпринимателей задействовано в гособоронзаказе, что связано с бюджетом. Это первый риск. Там будет контроль взаимоотношения между предпринимателями, сотрудниками. Второе — это бывшие и недовольные работники, которые могут пожаловаться куда нужно. Бывает, когда контрагенты или конкуренты недовольны какими-то обстоятельствами. Они могут пойти и пожаловаться. И так информация становится известна. Правоохранительные органы умеют с этим работать и начинают устанавливать обстоятельства.
— Какие-то конкретные случаи без названия субъектов можете описать?
— Возьмем предприятие, которое является крупным заказчиком запчастей и комплектующих по всей России. Оно обеспечивает объем закупки у конкретного поставщика. Настраивая взаимоотношения, делают какие-то перечисления, либо дают процент от поставленной продукции, так называемый откат. Либо какие-то благодарности, стимулирующие выплаты.
— Причем самый большой начальник об этом может и не знать.
— Может и не знать. И это парадокс. Мы сталкиваемся с тем, что, когда к нам приходят бенефициары бизнеса, они хватаются за голову и говорят, что вообще не знали, что такое происходит.
— Что ему делать в этом случае? Самому обращаться в правоохранительные органы? Ведь могут возникнуть репутационные риски.
— Нужно смотреть конкретную ситуацию. Порой приходится делать именно так, потому что иногда бывает, что недобросовестные контрагенты вымогают подкуп, то есть ставят условие, когда бизнес вынужден поддерживать такими выплатами свои объемы, чтобы существовать. «За нами все-таки работники предприятия, мощности, мы не можем отказаться». Иногда нужно, если такое выявляется, расторгать отношения.
Не всегда такие оплаты могут создать риски. Нужно не забывать, что сейчас по практике за коммерческий подкуп наказание не такое строгое. Оно больше носит имущественный характер. Но есть практика, когда денежные средства передаются в интересах бизнеса, прокуратура всегда инициирует административное производство за вознаграждение в интересах юрлица. Штраф в этом случае начинается от 20 миллионов. И тут есть риски для бюджета компании. Бенефициары, собственники, если примут на себя эти риски, несут имущественные потери.