Зачастую предприниматели сталкиваются с жалобами потребителей на услуги ненадлежащего качества. В некоторых случаях бизнесменам может грозить не только административный штраф, но и уголовная ответственность. Как минимизировать риски? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал об этом руководитель уголовной практики адвокатского бюро KRP Михаил Кириенко.
— Михаил, как часто предприниматели обращаются к вам по вопросам жалоб потребителей на услуги ненадлежащего качества? Какие это сферы?
— Слава Богу, ко мне не так часто обращаются, потому что специализируюсь на уголовных делах. Но, к сожалению, в последние годы наметилась тенденция, что бизнес очень часто попадает под такие проверки, потому что правоохранители наработали практику применение статьи 238 Уголовного кодекса, которая сейчас как резиновая используется. По ситуациям, связанным с причинением вреда потребителю, как правило, — это тяжкий вред, либо летальный исход. Такие обращения есть, и поэтому бизнес подвержен риску. Статистику не могу сказать, но в производстве есть несколько дел. Сферы достаточно разные. По практике это производство алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктов питания. В такой же очередности распространенность. Что касается сферы услуг, то это в первую очередь вопросы, связанные со спортивными, развлекательными услугами, потому что они достаточно распространены. В этих сферах больше происходит, к сожалению, несчастных случаев.
— А на что обычно жалуются?
— Жалуются, если причинен какой-то вред. Вред тяжкий, либо более опасные последствия в виде смерти. Только такое попадет в поле интереса правоохранительных органов. Но до того, как правоохранители разберутся, к сожалению, есть распространенное явление потребительского экстремизма. Потребители обращаются в прокуратуру. Прокуратура реагирует, в том числе по сообщениям СМИ. СМИ помогают в распространении сведений о каком-то происшествии. И проверка субъекту предпринимательской деятельности обеспечена, если кто-то упал, травмировался, получил вред здоровью пока неопределенной степени тяжести. Это точно вызовет интерес правоохранительных органов.
— Как разобраться, кто виноват? Как часто виноват сам потребитель, а где предприниматель что-то упустил, не доглядел, и вина все-таки его?
— Разбираться приходится следователям. Но если мы говорим о производственной гигиене, то защищены хозяйствующие субъекты, которые четко следуют инструкциям, соблюдают ГОСТы, ТУ, ответственно подходят к оценке оборудования, которое они используют. Потому что, как правило, неправильные эксплуатация, ремонт или обслуживание оборудования приводит к трагическим ситуациям. Если есть опасные объекты и бизнес это понимает, желательно обеспечить четкое ведение журналов контроля, видеоконтроля, потому что это спасает. У нас в практике была ситуация, когда при использовании детского комплекса произошел несчастный случай. Ребенок упал из-за неисправности этого комплекса, но удалось установить, что не очень ответственные люди, которые до этого были там, сами сломали комплекс, и просто поставили обратно лесенку. А другой ребенок через полчаса полез, облокотился, упал. Понятно, что здесь и вина третьих лиц, и вопрос к действиям самих потребителей, которые оценивают безопасность той, либо иной услуги. И это может помочь в деле.
— В пропорциях можете оценить, как часто доказывают вину потребителя, а как часто предпринимателя?
— Как бы банально не звучало, 50 на 50. Ситуаций таких достаточно много. Есть одна не очень хорошая тенденция — бизнес очень часто соглашается с тем, что лучше как бы успокоиться. Как правило, если нет тяжкого вреда, то это первая часть 238-й статьи. Категория преступлений небольшой тяжести. И тут так называемая игра на наказание. По практике карательной, если доходит до суда, максимально строгое наказание в виде реального лишения свободы — это редкость.
— Какие существуют квалифицирующие признаки преступления и наличия реальных нарушений?
— Уголовный кодекс очень обширен в этой части. Раньше, если происходили какие-то несчастные случаи с потребителями — причинение смерти по неосторожности, причинение тяжкого вреда по неосторожности, — статьи применялись чаще. Сейчас 238-я статья — это оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. По первой части — это оказание небезопасной услуги, которая и при обычном ее оказании представляла бы опасность для жизни и здоровья. Отягчающие признаки — смерть, смерть двух и более людей, наличие организованной группы лиц. Также вопросы, связанные с реализацией товаров и услуг для детей, не достигших возраста шести лет. Законодатель предусматривает именно такие отягчающие признаки.
— Кто может привлекаться к уголовной ответственности? Какой срок может грозить, если все-таки тяжелые нарушения?
— Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы по третьей части. Это когда два и более потерпевших с летальным исходом. По менее квалифицирующим составам — до шести лет, по первой части — до двух лет лишения свободы. Но это мы говорим о самом худшем развитии. Относительно того, кто под ударом, есть у нас разъяснение Верховного суда 2019 года: в первую очередь, это руководитель. Уже потом смотрят по иерархии. Лица, кто фактически оказывает услуги, кто отвечает за обеспечение безопасности. Вариаций очень много, от генерального директора, заканчивая инструктором, инспектором. В зависимости от штатных наименований в организации, это может быть кто угодно.