Челябинский государственный музей изобразительных искусств и бренд одежды «Маат» в этом году начали совместно создавать уникальные одежду и аксессуары с принтами работ художников, находящихся в собрании музея. Откуда возникла такая идея? Насколько в Челябинске популярен такой мерч? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказала создатель арт-бренда «Маат», профессор кафедры философии и культурологии Челябинского государственного института культуры Мария Шуб.
— Мария, расскажите, откуда появилась идея создать коллаборацию с Челябинским музеем изобразительных искусств?
— Сама по себе идея не эксклюзивная и новая, потому что такие мерчи существуют во всех крупных и даже провинциальных музеях. Мне просто захотелось, чтобы такой же мерч, пропагандирующий художественное достояние нашего города, появился в Челябинске. Вот эта идея и привела меня в музей с предложением заключить договор и начать совместное сотрудничество, продвижение нашего совместного проекта.
— Какая реакция была у музея?
— Положительная! Директор музея Станислав Олегович Ткаченко сказал, что это вообще чуть ли не мечта всей его жизни, поэтому он меня сразу же поддержал. Не было каких-то организационных сложностей, мы все правовые и юридические вопросы решили очень быстро. Собственно, реакция была очень поддерживающая.
— Как давно существует ваш бренд?
— Существует он с июля 2022 года. Бренд молодой, проект начинающий, ему еще даже полгода нет.
— Какие принты и на какой одежде вы размещаете? Чем обусловлен ваш выбор?
— Это была самая сложная, наверное, часть работы, мучительная для меня: выбрать для начала пять картин в собрании музея. Картин великих художников очень много. Нужно было руководствоваться какими-то критериями. Мне нужно было не только полагаться на свои эстетические представления, но и рационализировать их. Я решила, что это должны быть картины знаменитых художников, чтобы их имена как-то откликались у аудитории. Это должны быть картины принтабильные, хорошо смотрящиеся на одежде, гендероуниверсальные. То есть, чтобы эти принты могли подходить и мужчинам, и женщинам. Чтобы был еще какой-то региональный компонент. У нас есть художница Кнарик Оганесян, которая 10 лет работала в Челябинске. В музее есть достаточно большое собрание ее картин. Она как раз за региональный компонент и отвечает.
— Какие известные фамилии у вас в бренде?
— Три фамилии, я думаю, известны каждому. Это два передвижника Поленов и Шишкин. Айвазовский — художник, близкий к передвижникам. Есть еще Кузнецов — это художник, наверное, менее известный, но, тем не менее, его можно назвать художником первой величины эпохи русского авангарда. Это первая четверть двадцатого века.
— Расскажите о технологии. Как вы переносите шедевры на одежду? Картины один-в-один получаются?
— Цветопотеря неизбежна. В зависимости от типа печати она может быть больше или меньше. Поэтому, попробовав разные варианты, я выбрала тот, при котором цветопередача наиболее близкая к оригиналу. Это прямой метод печати. И он еще позволяет максимально долго эксплуатировать вещь. Но, к сожалению, так уж получилось, что это самый дорогой из всех существующих вариантов. Мы еще работаем с определенными тканями — это хлопковые ткани. С ними тоже не все принтеры справляются. Поэтому остановились на прямой печати, которая позволяет и цвет сохранить, и носибельность вещи продлить.
— Сложно было прийти к итоговому решению, найти подходящую типографию, магазин ткани?
— Да, сложно. Это, наверное, был самый длительный этап и самый нервомотательный. Потому что нужно было попробовать разные ткани. Невозможно было предлагать клиентам вещи, если ты сам их не попробовал в стирке, глажке, носке. Поэтому нужно было время, чтобы поработать с типографиями, сравнить качество печати, посмотреть на скорость работы. Кроме того, мы вещи отшиваем в ателье, а не закупаем готовую продукцию. Нужно было разработать дизайн, размерный ряд, все технологические моменты учесть, чтобы готовый продукт был идеальным.
— Как южноуральцы отреагировали на такой мерч? Какие были впечатления?
— В целом, отзывы очень хорошие. Даже на маркетах, на торговых площадках, когда я участвую, меня узнают, благодаря СМИ. Подходят люди, даже если не покупают, просто говорят: «Наконец-то, как здорово! Челябинск — это не только трубы».
— Люди ждали.
— Можно сказать, что да. Я не могу утверждать, что это массовая реакция, но меня узнают на улице и заваливают открытками, благодарственными письмами. Но, в целом, реакция, с который я сталкиваюсь, положительная.
— Сколько стоит ваша одежда? Какой ценовой диапазон?
— По стоимости самые дорогие — это худи. Они стоят 6000 рублей. Свитшоты — 5500, футболки — 2500, шоперы — 1500. Изначально мое условие было, что должна быть очень качественная вещь, которая не износится после второй стирки, которая будет долго служить и радовать. Поэтому отсюда и такая цена.
— Планируете расширять фамилии художников, картины, произведения искусства в будущем?
— Да, планирую. Мне очень хочется, чтобы ассортимент был предельно широким, потому что коллекция музея безгранична. Там такие прекрасные работы, что только выбирать и выбирать. Кроме того, у меня в планах есть еще работа с молодыми региональными художниками, с которыми можно смело поэкспериментировать, не оставаясь в рамках каких-то консервативных подходов. Идей очень много. Но есть определенный план, в рамках которого я и продвигаюсь.
— Где можно приобрести вашу продукцию?
— Если это не маркеты, то можно зайти в Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Там, правда, не очень большой ассортимент, но можно посмотреть качество печати, тканей и кое-что приобрести. В основном заказывают через мою группу. Мы договариваемся, у меня дома есть возможность организовать шоурум. Поэтому все решаемо.