В чем причина падения цен на топливо и есть ли риски обратного движения в ближайшее время, рассказал директор автозаправочной сети Atom Oil Максим Максимов.
Максим, в Челябинске месяц назад, по сведениям УФАС, цены на бензин стабилизировались. В начале марта они даже немного снизились. С чем это может быть связано?
Мы следим за ценами всех компаний, представленных в нашем регионе, и я могу сказать, что ситуация стабилизировалась еще в конце прошлого года. А в январские праздники компании, которые являются переработчиками топлива, сначала подняли цены на уровень увеличения НДС, а затем после каникул официально объявили об этом. До этого цена фактически не менялась, были лишь сезонные колебания.
В конце прошлого года правительство подписало соглашение с нефтяными компаниями, чтобы сдерживать цены, но эти договоренности завершаются в конце марта. Что будет с ценами после этого?
Я думаю, что будет достаточно серьезный рост, потому что сейчас закупочные цены низкие. И в этом может убедиться абсолютно любой человек, посмотрев на биржевые сайты. Но дело в том, что сырье, сама нефть, в этом году, насколько мне известно, идет в рост. Но конечный продукт остается по цене на том же уровне. То есть, идет сдерживание, которое закончится после завершения соглашения. То есть летом уже стоит ожидать от людей каких-то всплесков эмоций, связанных с поднятием цен на топливо.
Насколько рентабелен сейчас этот бизнес, например, если владеть не какой-нибудь федеральной сетью, а частной заправкой?
Вообще, тенденция развития бизнеса, по моему мнению, сейчас идет к тому, что с увеличением точек продаж компания становится более стабильной, если она понимает, чем она занимается и обладает четкой структурой. В топливном бизнесе тоже самое. Я не верю, что какой-то мелкий предприниматель с несколькими точками может выжить и обеспечивать ассортимент, качество и цену на уровне с рынком. Все равно должен быть какой-то определенный размер сети, чтобы быть в каких-то моментах независимым, производить какие-то большие закупы. В принципе, по рентабельности вопрос интересный. Я этим бизнесом занимаюсь уже более восьми лет. Всегда наблюдается такая тенденция, что какой-то период в году АЗСники зарабатывают, а в какой-то работают в убыток. И каждый год это по-разному. Но стабильно в год есть три-четыре убыточных месяца. Сейчас, в данный период, АЗСники зарабатывают, но когда это закончится — неизвестно. Может, конец марта, может, конец апреля, я не знаю.
Что у нас с качеством топлива в Челябинской области? Есть ли к нему претензии?
В нашем случае только 100% качество, потому что мы в отношении потребителей рассматриваем долгосрочную перспективу. Сейчас нет таких наценок, чтобы на каких-то разовых сделках с потребителями обеспечить себе порог рентабельности. Сейчас, если посчитать, то даже через самую малопродающую АЗС в день проходит около 100 автомобилей. И они проходят ежедневно. И в принципе, я считаю, что современное топливо, которое продается на АЗС в Челябинске полностью соответствует требованиям.
После всех соглашений в долгосрочной перспективе, например, на конец года какая будет цена на бензин, газ, дизель?
Я отвечу честно, потому что мы свой бизнес стараемся строить честно по отношению к потребителям. И в последнее время я обнаружил некую закономерность, когда в СМИ активно обсуждают повышение цен на топливо до каких-то неимоверных величин, эта информация раздувается и становится у всех на слуху. И мне, как человеку, работающему в топливной среде, постоянно об этом говорят. А вы слышали, что топливо, к примеру, будет стоить 40 рублей? А слышали, что бензин вырастет до 60? Но по факту потом происходит так, что топливо вместо обещанных десяти, вырастает всего на два рубля. И все с облегчением выдыхают. Поэтому рост будет однозначно. И к концу года, я думаю, мы начнем привыкать к цифре 50.