Инклюзивный бизнес — это не про благотворительность и ответственность. Это, как все чаще говорят, про новый кадровый ресурс, про лояльность команды и про доступ к уникальным талантам. Как эта модель приживается на Южном Урале? Идет ли речь о единичных случаях или о начале системного тренда? Главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову об этом рассказала председатель комитета по развитию инклюзивного бизнеса челябинского регионального отделения «Опора России» Людмила Григорьева.
— Мы будем говорить про инклюзивный бизнес, но вначале скажите, что для вас означает это определение? И для всех нас.
— Всех нас слово «инклюзивный» в небольшой ступор вводит. Что это за инклюзия и причем здесь бизнес? Для меня это очевидно и понятно. Это тот бизнес, который создает условия для людей с разными возможностями, и в том числе для людей с инвалидностью. То есть это как раз про то, где все люди на равных.
— Как вы сейчас оцениваете ситуацию, в нашей области эта тема популярна или многим еще приходится рассказывать и объяснять, что это такое?
— Приходится и рассказывать, и показывать, и объяснять. В нашем регионе пока еще только намечается тенденция для развития именно инклюзивного бизнеса. И поэтому много приходится прикладывать усилий, чтобы все-таки людям было понятно, о чем идет речь.
— Какие-то успешные примеры, или как сейчас правильно говорить, точки роста уже есть?
— Есть.
— Можно о них рассказать?
— Конечно. В первую очередь, для бизнеса сейчас понятно, чем занимаются некоммерческие организации, и некоторые уже выстраивают взаимодействия и делают совместные социальные проекты. Но именно в плане трудоустройства и создания каких-то условий, чтобы люди могли себя реализовать внутри бизнеса, — здесь пока только единичные есть примеры. Конкретно наша организация, которая занимается вопросами трудоустройства людей с инвалидностью, видит, что есть такие предприятия, которые трудоустраивают...
— Не стесняйтесь, называйте.
— Ну, хорошо. Конкретно мы взаимодействуем с сетью ресторанов «Бургер Кинг». И у нас есть примеры успешного трудоустройства категории людей, имеющих сложную структуру инвалидности. То есть это и ментальные, и психические особенности, которых очень боятся трудоустраивать к себе на рабочие места. Но вот именно «Бургер Кинг» не побоялись и трудоустроили 4 человека.

— Хорошо. Они работают неделю, месяц, год уже? Можно говорить о том, что действительно трудоустроились и работают реально долго?
— Действительно, трудоустроились и работают реально долго. Мы отслеживаем.
— И как пример это можно показывать другим, рассказывать о нем?
— Можно показывать и рассказывать. Пока мы только сталкиваемся с тем, что не хотят. Есть примеры таких предприятий, которые мне действительно говорят: «У меня работает человек с инвалидностью, я не хочу об этом рассказывать». Пока я не понимаю, почему такая позиция, но, скорее всего, хотят, чтобы был результат долгосрочный.
— Мы постараемся, чтобы не боялись рассказывать о таких примерах. То есть можно говорить о том, что у нас в Челябинской области, в Челябинске, есть интересные региональные, специфические сферы, куда было бы перспективно устроить людей с инвалидностью?
— Это сфера обслуживания. Именно здесь для всех категорий людей с инвалидностью будет доступный труд. Но давайте разберемся, что у человека с инвалидностью есть разные ограничения. Есть легкая степень. И здесь именно от этой градации мы будем исходить. Кому-то может быть доступна работа на заводе, кому-то будет доступна работа только в туристическом направлении. И поэтому здесь важен именно индивидуальный подход.
— Бизнесмены готовы к этому индивидуальному подходу? Они поддерживают или говорят: «Да ну, зачем мне это»?
— С этим мы и сталкиваемся, когда задают вопрос о том, что вообще мешает сейчас развивать именно такой подход, чтобы все люди, несмотря на ограничения, несмотря на те трудности, с которыми сталкиваются, все-таки захотели в бизнес. Мы будем чаще всего говорить о стереотипах, которые приходится преодолевать. И, на мой взгляд, самое важное, что нужно в этом направлении развивать — это культуру наставничества, где создаются условия в коллективе, чтобы адаптационный период проходил легче. Простое человеческое внимание. Давайте все-таки начнем с самого простого.
— Примеры должны быть вплоть до билбордов по городу, по области, чтобы было видно: этот человек с такой-то проблемой, а он прекрасно трудится в этом месте.