Разработчики все чаще предлагают ИИ, как решение для разных сфер бизнеса, особенно при кадровом дефиците. Какие еще тренды наметились в сфере ИТ? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал основатель компании Sole IT Леонид Лапидус.
— Леонид, в 2024 году искусственный интеллект шагнул в массовое использование. Его используют в акселераторах, стартапах. Но при этом многие продолжают бояться его и высказывают различные опасения насчет массового использования. Где здесь, на ваш взгляд, правда и золотая середина?
— Прежде всего, давайте попробуем разобраться в причинах этого страха. Мне кажется, что у страха перед технологиями есть две причины. Первая — это какой-то негативный опыт, который уже был у человека. А вторая — это непонимание того, как это работает. Первая причина — опыт. Мне кажется, что ее мы можем убрать, потому что абсолютное большинство людей каждый день встречаются с искусственным интеллектом. Например, мы заходим на главную страницу маркетплейса, видим некоторую выдачу, которая специально для нас сформирована.
— Подборка товаров.
— Да, подборка товаров. Мы видим в интернете рекламу только ту, которая подходит именно нам. Ну и когда мы пишем сообщение, тот самый Т9 или предиктивный ввод, — это тоже искусственный интеллект, хотя и очень маленький. Поэтому у нас есть опыт, и он всегда позитивный. А вот непонимание того, как устроен искусственный интеллект, что стоит за этими алгоритмами, какие там используются подходы, у людей есть. Им кажется, что это что-то сложное, невероятное, что нас всех поработит в какой-то момент. И сторонятся этого. Мне кажется, если мы решим проблему образования, знаний, то у людей не будет этого негатива по отношению к искусственному интеллекту, и они поймут, что это союзник, то, что может многократно улучшить их работу, усилить их на работе, разнообразить жизнь. Пример из жизни. Недавно я вместе с дочкой написал песню. Дочка написала стихи, а искусственный интеллект написал музыку и озвучил. Это было просто потрясающе, у дочки глаза светились счастьем, когда она услышала свою песню, которая звучит. Это очень круто.
— То есть искусственный интеллект — это помощник, а не соперник? Или некоторые еще говорят: «Вы что, не смотрели „Терминатора“?».
— Ни в коем случае. Для того, чтобы искусственный интеллект стал соперником, у него должно появиться самосознание. Мне кажется, мы настолько далеки от того, чтобы у искусственного интеллекта появилась личность, что в ближайшие несколько сотен лет мы к этому не приблизимся. А вот к искусственному интеллекту, который умеет что-то делать быстрее, качественнее, чем человек, мы уже пришли.
— Здесь есть страх из-за того, что искусственный интеллект может заместить человека, плюс есть дефицит кадров, что он сместит некоторых сотрудников с рабочих мест.
— Да, конечно, это произойдет, гарантированно это будет. Но если мы обратимся к истории: появился паровой двигатель — появились инженеры, появился компьютер — появились компьютерщики. Старые профессии уходят, появляются новые. Появились инженеры промтов, то есть люди, которые пишут запросы искусственному интеллекту. Бояться здесь совершенно нечего, нужно, наоборот, интегрировать это в свою жизнь и работу для того, чтобы использовать. Когда-то нас и компьютер, и интернет пугали. А сейчас это на каждом рабочем столе, и у каждого современного специалиста есть, и он знает, как этим пользоваться. Искусственный интеллект — это так же.
— Не только в работе, но и в жизни.
— Да.
— Уже несколько лет мы с вами поднимаем этот вопрос, но он никак не решается. В сфере ИТ по-прежнему дефицит — подчеркну — именно квалифицированных кадров. Много тех, конечно, кто окончил курсы, но профессионалами они стать не могут. У них нет определенной базы. Вузы тоже не выпускают готовых специалистов, несмотря на все заверения в обратном. Что делать? Как исправить все-таки эту ситуацию?
— Спасибо, что подчеркнули именно про квалифицированных. Очень много ребят, которые стали себя называть айтишниками, окончили курсы и теперь везде рассказывают, какие они классные, уже сеньоры буквально по выходу с курсов. Конечно же, это не так. Я очень много работаю с системой образования, очень много общаюсь со студентами, с преподавателями. И первая важная мысль — это не только наша проблема. То есть это не проблема Челябинска и России, это глобальная проблема. Как мне видится, с чем это связано? Как будто образование, как любая большая система, слишком универсальная, не видит человека. И это первое, что нужно решить. Образование должно повернуться лицом к конкретному человеку, а не быть универсальным. Ну и второе, система образования, как мне кажется, решает задачи каких-то больших институтов, государства, корпораций и так далее, но не решает проблемы конкретного человека, студента. Если развернуть эту систему в сторону человека, то все будет хорошо. Мы пробовали проходить кейсовый метод, проектный метод, фабрику стартапов, фабрику приложений. Не работает. Какие-то интересные вещи из этого взять можно, но мы по-прежнему делаем универсальную систему, направленную не на человека.
— В 2024 году падения и аварии случались и у мелких, и у крупных сервисов. И если для небольших компаний это вполне ожидаемо, то для гигантов ИТ-сферы, наверное, странно. Почему так происходит и как этого избежать?
— Это прекрасное продолжение предыдущего вопроса. Проблема в квалифицированных кадрах. Куча неправильных решений, куча некомпетентных специалистов, которые работают на ответственных позициях, и практически все крупные аварии случались из-за человеческих ошибок. Компьютер — это вообще такая шутка, «идиот с феноменальной памятью». Вдобавок он делает только то, что ему говорят. Он не может сделать что-то, чего в него не заложено, а закладывает человек. И именно человеческий фактор был основой всех этих проблем.