Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
93.44 -0.65 99.58 -0.95
Эффект «снежного кома»: кто спровоцировал кризис на туристическом рынке





Эксперты всерьёз заговорили о кризисе на туристическом рынке: ряд банкротств крупных операторов наделал много шума. Каковы причины сложившейся ситуации, и что делать тем, кто уже «сидит на чемоданах», Екатерине Палагнюк рассказали директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич и директор агентства страховой компании «Екатеринбург» Ольга Васильева.

Е. Палагнюк: В начале сезона мы также приглашали экспертов турбизнеса и делали прогнозы. Ваши коллеги тогда, конечно, говорили, что сезон будет непростым, но такого, наверное, никто не ожидал.

А. Гуревич: Прогнозировать такие вещи всегда сложно, но надо чётко понимать, что банкротство — это бизнес. В любом бизнесе есть риск. Поэтому, к банкротствам нужно относиться совершенно спокойно. То есть мы же не паникуем, когда банкротятся предприятия, магазины, кто угодно — это совершенно нормальное явление. Вопрос в последствиях, и понятно, что в туристической сфере проблема в первую очередь в том, что речь идёт о шумных последствиях, зачастую, я не знаю для чего, в том числе, подстрекаемые, раздуваемые. И надо понимать, что в такой сфере, достаточно чувствительной, потребительской сфере, эффект снежного кома страшен: пострадал один — всегда возникает вопрос: кто следующий?

Е.Палагнюк: Мы сейчас как раз наблюдаем ситуацию, когда этот снежный ком нарастает: операторы — один крупнее другого — банкротятся. В чём глобальные причины этого?

О. Васильева: Уменьшение потока в середине сезона 2014 года. Это связано с тем, на мой взгляд, что военнослужащих обязали отдыхать на территории РФ. А это, наверное, процентов 40 всех туристов.

А.Гуревич: А я бы вообще не говорил о спаде туристического потока. Элементарно, в Турцию поток вырос на 25%, в Грецию фактически не снизился. Он изменился в Германию, во Францию, но это не страны массового туризма. И надо обратить внимание: ни один оператор, который этими турами занимается, не обанкротился. То есть речь идёт об операторах, занимавшихся массовым туризмом. С моей точки зрения, это избыток амбиций в первую очередь и неэффективная экономическая политика. Я, конечно, не могу исключить и криминальные пути, хотя не хотелось бы об этом говорить, потому что такой объём задолженности, который возник, не может быть последствием неудачного бизнеса. Поэтому, с моей точки зрения, в первую очередь, это обычное неправильное построение бизнеса, если не вдаваться в более глубокие проблемы.

Е.Палагнюк: Расскажите, почему в турбизнесе человек, полностью оплатив услугу, может её не получить? Ведь мы, покупая килограмм колбасы в магазине, получаем её сразу.

А.Гуревич: Надо понимать, что такое туристический бизнес. Планирование объёмов у туроператоров реально начинается чуть ли не за год до начала сезона. Туроператор планирует перспективный объём туристов, заключает договоры с авиакомпаниями, которым он вообще-то должен внести депозит или предоплату по общим правилам — это обязательное условие. Мы работаем с авиакомпаниями, но чтобы авиакомпания нам что-то разрешила не оплатить за 2 недели до вылета, это исключено. Поэтому, турист уже за 2 недели будет точно знать, что не улетит (если вдруг рейс не оплачен).

Второе, все туроператоры заключают договоры с гостиницами. То же самое — он вносит депозиты, либо обеспечение. Понятно, что они покрывают только какой-то объём, но это в зависимости от страны: в некоторых требуют вообще стопроцентного обеспечения чуть ли не месячного потока туристов. Дальше начинается вопрос: а правильно ли вы запланировали объём? Вы могли запланировать поездку 100 туристов, а продали только 70 путевок и 30 кресел у вас улетели пустыми — вы их оплачиваете сами. У вас остались какие-то предоплаченные места в гостинице, в которые вы не поселили туристов — вот ещё убытки туроператора. Дальше всё это может нарастать. В будущем месяце опять та же ситуация. Кассовый разрыв растёт. Отсюда появляются низкие цены, которые туристам очень нравятся. Они приходят и спрашивают, можно ли отдохнуть за 10 тысяч? Можно! Но нужно понимать, что вы такую сумму можете за раз в магазине оставить. А мы говорим об отпуске. Понятно, что это заведомо нанесение урона и авиакомпании, и туроператору. Кто-то всё равно должен за вас доплатить. Дальше, очень большое влияние имеют амбиции туроператоров. Понятно, что оценив снижение турпотока, правильные туроператоры, которые в состоянии вообще планировать свои финансы, немедленно начинают снижение объёмов.

Е.Палагнюк: Получается, те, кто банкротятся, не просчитывают риски?

А.Гуревич: К сожалению, то, что мы видим, сейчас особенно связано с компанией «Идеал-тур». Это бизнес, связанный со следующей проблемой: есть операторы очень большие, которые имеют либо собственные борта, либо они в состоянии быть заказчиком целого самолёта, но таких операторов не много, и на всех направлениях это обеспечить невозможно. Значит, операторы начинают объединяться между собой, потому что авиакомпания не хочет заключать с 10 операторами договоры, продавая им по 10 мест. Ну хорошо, я 8 операторов нашёл, двух не нашёл, что мне делать? Появляются такие компании, как «Идеал — тур», которые заключают договоры с авиакомпаниями на полный борт, потом его делят на блоки и распродают их туроператорам. То есть, с одной стороны, он никак не подпадает под туристическое регулирование, ни в каком виде на него закон не распространяется, он не работает с потребителем. Значит, его страховка не действует ни в каком виде, какая бы большая она не была. Возникают естественные риски, те же самые, что для авиакомпании — это посредник. Борт выкупил, а продать его не сумел. Я думаю, как раз вот здесь будут заниматься серьёзно правоохранительные органы с тем, как авиакомпания могла допустить такие задолженности.

Е.Палагнюк: Как эта ситуация выглядит глазами страховщика?

О.Васильева: Сегодня несовершенство законодательств страхования ответственности операторов заключается в отсутствии их дифференциации, что региональных туроператоров (у нас застрахованных на 30 млн рублей с маленькими объёмами реализации туруслуг), что крупных всероссийских туроператоров. ЗАО «Лабиринт» с объёмом реализации туруслуг, по нашим подсчётам, более 1,5 млрд. рублей, был застрахован на 30 млн рублей. Так же застрахован и региональный туроператор. Они платят и одинаковую сумму в «Турпомощь» — 100 тысяч рублей. Если сравнивать с рынком ОСАГО, нельзя сравнивать ответственность владельца транспортного средства «Ока» с ответственностью владельца «Мерседеса».

Здесь мы видим ситуацию, когда не смотрят на регион вхождения туроператора, рост туризма, разрешение на туроператорскую деятельность, на стаж работы в туризме, мощность, на стаж работы сотрудников: профессиональны ли они в той отрасли. Я считаю, что это недопустимо, дифференциация необходима однозначно, но это никак не должно сказаться на количестве туроператоров в России, потому что закон 132 с поправками 2007 года, на мой взгляд, был направлен не на защиту интересов потребителя. Стали банкротиться крупные турорганизации, а туристы не вылетали, хотя платили деньги. Ситуация сейчас повторяется. Реформа была направлена прежде всего на сокращение количества туроператоров в России, на изменение рынка. Если будет меньше региональных операторов, то это не защита прав потребителя. Потребитель должен иметь возможность выбирать, где приобрести тур.

Е.Палагнюк: В связи с последним событиями ваша работа с туроператорами как-то изменилась?

О.Васильева: На сегодняшний день очень много заявлений от операторов, потому что те, кто в 4-ом квартале 2014 года намерены продлить свой реестр, в номере на сайте туроператоров отправляют заявления с просьбой рассмотреть возможность страхования ответственности. В заявлении указывается, как правило, опыт работы, максимальная и минимальная стоимость тура, объёмы прошлого года, утверждается бухгалтерская отчётность, декларации за предыдущий отчётный период. Особое внимание уделяем контрагентам: с кем из посредников сотрудничают в данный момент туроператоры. Это перевозчики — авиа, наземные, пункт размещения. Смотрим их состоятельность и в дальнейшем принимаем решения. В ходе последних событий решения принимаем крайне осторожно и ждём изменения законодательства, потому что если сумма финобеспечения будет увеличена в разы, многие страховщики вовсе откажутся от этого направления: размер уставного капитала не позволит заниматься оформлением договоров страхования.

Е.Палагнюк: Что вы могли бы посоветовать туристам, у которых туры уже выкуплены, и они ждут отпуска?

О.Васильева: Не бояться отдыхать, приобретать туры у надёжных агентств, надёжных туроператоров, там, где выдадут бланк турпутёвки или кассовый чек, там где есть уголок потребителя, там, где вы можете найти всю информацию о юридическом лице, оставить свои пожелания в Книге жалоб и предложений. Там, где, может быть, советовали ваши друзья или родственники — организации, которые зарекомендовали себя годами как надёжные, стабильные турагенты Челябинска. Я хотела бы до конца 2014 года принятия нового федерального закона о туризме, где страхование туристов будет не добровольным, а обязательным. Каждый турист, проходя таможенный контроль, будет предъявлять не только документ с визой, но и оригинал страхового полиса, как гарантию бесплатного лечения при внезапных заболеваниях за рубежом.

А.Гуревич: Мой совет гораздо проще: перестать нервничать и спокойно готовиться к отдыху. Обычный турист, за очень редким исключением, спрогнозировать такой вот коллапс на рынке точно не в состоянии. Это непросто даже для нас, достаточно много лет работающих на этом рынке.

Мы же не боимся ездить в автомобилях. Да, кто-то боится летать самолётами, и самолёты тоже попадают в аварии. Но сколько этих аварий на общее количество полётов? То же самое в туризме. В конце концов, за рубеж ездят миллионы. За год это почти 16 миллионов туристов, из которых надо ещё посчитать количество пострадавших и саму вероятность пострадать. Поэтому спокойно надо относиться. И самое главное, вы должны понять, если сейчас начнётся паника, а она частично уже существует, то пострадают, в том числе, очень сильные операторы. Поэтому, у меня для всех пожелание: собрались — спокойно отдыхайте, не морочьте голову, не тратьте нервы на прогнозы и предсказания. Это то же самое, что играть в рулетку.

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE