Челябинск стал одним из городов России с самой высокой стоимостью ОСАГО. Об этом сообщают эксперты Российского союза автостраховщиков. С чем связан рост коэффициента и стоит ли ждать снижения цены на страховой полис? В эфире радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал директор агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин.
— Кирилл, сколько у нас в регионе сейчас в среднем стоит полис ОСАГО?
— В среднем это будет очень неправильно обозначать, потому что стоимость страховки зависит от множества факторов и коэффициентов. В частности, есть коэффициент возраста, стажа и водителей. Их 58 штук, начинаются они от 0,83 и заканчиваются повышающими 2,27 для самых молодых и неопытных. Также есть коэффициент скидки за безаварийность, которую все должны и стараются наработать. Их самый минимальный вариант 0,46 и повышающий для особо неудачливых водителей, которые часто попадают в ДТП — это 3,92, то есть в четыре раза дороже, чем для обычных водителей. А уж если мы говорим о скидке, то там 50% разницы. И это не учитывая коэффициент территории, который в Челябинске один из самых максимальных, коэффициент мощности, который в зависимости от автомобиля может быть от 0,6 до 1,6. Но если мы говорим о статистике, то стоимость страховки по ОСАГО для обычного челябинского водителя будет начинаться от 6-7 тысяч рублей в год. И в среднем чаще всего заканчивается 15 и 16 тысячами для тех, у кого небольшая скидка, небольшие возраст и стаж.
— Либо уже аварии какие-то были, да? Или стоимость даже может быть выше?
— Если аварии, то можно очень сильно уйти наверх. У нас был рекорд для водителя с практически нулевым стажем и уже попавшим за год в две аварии. Стоимость страховки вышла в 108 тысяч рублей.
— Ого, ничего себе!
— Страховаться он, правда, не стал. Но как факт — такое было.
— Проще пересесть на автобус, в таком случае. Вы уже упомянули, что у нас в Челябинской области максимальный территориальный коэффициент. Также об этом сообщает и Банк России. Какое значение? С чем это связано? Неужели у нас настолько аварийный регион?
— Для Челябинска коэффициент, действительно, самый максимальный — 1,88. Для сравнения в Москве он 1, 08, а в Санкт-Петербурге — 1,64. С точки зрения страховых компаний Челябинск — более аварийно-опасный и более убыточный для бизнеса, чем Москва и Санкт-Петербург. Связано это, в первую очередь, с тем, что в прошлые года именно соотношением количества выплат, которые страховые компании производили, к тем самым цифрам и к деньгам, которые они собирали, определялась убыточность страховой компании. И Центробанк стабильно на ежегодной основе это отслеживал. Если количество возмещений, которые страховые выплачивали потерпевшим, превышало сборы, то коэффициент территории поднимался. Планомерно и потихонечку. У нас коэффициент стал максимальным не сразу. Это было на протяжении нескольких лет.
— То есть именно эти факторы и влияют на рост, в первую очередь?
— В первую очередь, да. Это убыточность региона для страховщиков. Можно сказать, что это связано с тем, что у нас очень хорошие дороги, высокая скорость передвижения, потому что для сравнения в Екатеринбурге территориальный коэффициент поменьше, но там и скорость движения гораздо меньше. У них узкие дороги, все едут медленно, неторопливо.
— Знакомые из Москвы говорят, что в Челябинске ездят гораздо агрессивнее, чем в Москве и в Петербурге.
— У нас просто разреженный трафик, в отличие от Москвы, когда там стоишь в пробке два-три часа. У нас таких больших пробок не бывает, только если какая-то авария случается. Поэтому народ привыкает за полчаса добираться из одного конца города в другой.
— Есть ли у вас статистика по выплатам за прошлый год? Много ли было аварий у ваших клиентов?
— Конкретно мы — страховое агентство. Мы работаем с крупнейшими страховыми компаниями. Но если мы говорим статистически, то по Челябинской области средняя выплата по одному происшествию ДТП примерно 89 тысяч 575 рублей. Для сравнения средняя выплата по России — 86 тысяч 379 рублей. То есть не так сильно больше. За 9 месяцев прошлого года по Челябинской области по ОСАГО было выплачено 119 миллиардов рублей всем потерпевшим. За год еще пока нет точных данных. И это составляет чуть больше 50% от всех сборов по ОСАГО. Поэтому есть надежда на то, что в дальнейшем коэффициент территориальный будет немножко скорректирован в меньшую сторону.
— Все этого очень ждут, конечно.
— Норма выплаты считается 77%. То есть это установленный законом максимальный размер возмещения для страховых компаний. 23% уходит на расходные ведения дела.
— С 2020 года действует закон об индивидуализации тарифов, целью которого является справедливое ценообразование на полисы. Расскажите простыми словами, что это и как работает?
— Если простыми словами, на текущий момент у страховых компаний есть так называемый тарифный коридор. То есть это разница между минимально и максимально возможной стоимостью полиса ОСАГО по закону. Страховая компания может в пределах этого коридора выбирать любую сумму для какого-то конкретного человека. Она смотрит на него с точки зрения многих параметров, их больше 30 штук, включая возраст, стаж, наличие штрафов. Есть так называемые Big Data — обработки данных, когда страховые компании получают информацию не только о том, какой кредитный потенциал у клиентов, но и о том, были ли у него какие-то судебные тяжбы, есть ли выплаты по алиментам. Составляется так называемый психологический и экономический портрет клиента. Все в режиме реального времени очень быстро определяется, насколько клиент для страховой компании интересен. Есть ли оплаченные, неоплаченные штрафы за прошлый период, насколько он агрессивный водитель, насколько есть вероятность того, что он попадет в ДТП, по его вине опять же, насколько она более велика, чем по отношению к другому человеку. И поэтому ценообразование называется справедливым. То есть для хороших, безубыточных клиентов ценник полиса ОСАГО будет ниже. Причем может даже выходить до двух раз ниже, чем у водителя, у которого было набрано 100 штрафов за прошлый год за превышение скорости.