В 2021 году в Челябинске была принята Стратегия развития города до 2035 года. На каком этапе сейчас находится ее реализация? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал депутат Челябинской городской думы, заместитель председателя комиссии по бюджету, экономике и муниципальному имуществу Кирилл Матвеев.
— Кирилл, в 2021 году в Челябинске была принята стратегия развития города до 2035 года. Многие называют этот документ уникальным. Расскажите, в чем его уникальность?
— У нас сегодня в соответствии с действующим законодательством каждый крупный город в нашей стране должен иметь свою стратегию развития. Но, как часто происходит, к сожалению, это носит зачастую формальный характер. Закон требует, формально это нужно выполнить. Поэтому стратегии городами разрабатываются, принимаются, но они, как правило, все однотипные, как под копирку похожие друг на друга. Мы же в Челябинске пошли абсолютно другим путем. В этом, наверное, есть уникальность этого документа, потому что, во-первых, я здесь с уверенностью могу сказать, это абсолютно народная стратегия. Основные направления развития были выбраны путем общественных обсуждений, дискуссий, в которых приняло участие более 3 тысяч человек. Разработчики попытались услышать все доводы жителей города Челябинска. А, во-вторых, были выбраны три главных стратегических целей. Кто-то их называет ставки на развитие города Челябинска.
— Первая ставка — это Челябинск — город лучших экологических решений. Вторая — Челябинск — туристический хаб, столица трех тысяч озер. Здесь закладывалась идея о том, что жители соседних регионов, когда приезжают в наш, должны приезжать через Челябинск. А дальше уже уезжать к своим местам отдыха, после этого возвращаться опять в Челябинск. И пока они находятся в Челябинске, они пользуются услугами наших гостиниц, ходят в наши кафе, рестораны, тратят деньги у нас и поддерживают таким образом наш экономический потенциал. А третья ставка — это — Челябинск — город инноваций, умный город. Я уверен, что сегодня очень мало городов России, которые могли бы похвастаться таким проработанным документом.
— На какой стадии сейчас находится реализация стратегии? Какие проекты уже сделаны, а что еще предстоит?
— Здесь в качестве примера я хотел бы привести троллейбусы. Ежедневно видим на улицах города современные, комфортные, экологические троллейбусы.
— Тем более столько новых у нас в этом году появилось.
— Я о них и говорю. Мы их сегодня видим на улицах, а еще несколько лет назад этот вид общественного транспорта практически похоронили. Та большая работа, которую проводит правительство региона, администрация Челябинска по развитию общественного транспорта, она говорит о том, что троллейбусы будут развивать. На это сделана ставка. Второй пример — электрозаправки. За последнее время у горожан сформировался устойчивый запрос на этот очень важный элемент городской инфраструктуры. Город старается очень быстро реагировать на этот запрос, появляются все новые и новые электрозаправки. И третий, на мой взгляд, один из самых ярких примеров экологических решений — это рекультивация Челябинской городской свалки. Опять же если вернуться ко второй ставке (Челябинск — туристический хаб), что наряду с активно продолжающейся работой по благоустройству улиц, набережных, стоит отметить, что появились пешеходные экскурсионные маршруты по исторической части города, которые сегодня достаточно востребованы, как у гостей нашего города, так и у наших жителей.
— Отдельно я хотел бы еще обратить ваше внимание, что буквально недавно принято решение создания туристического паспорта города. Это очень важный с моей точки зрения инструмент, который раскрывает туристический потенциал Челябинска. Очень здорово, что глава города Наталья Котова поддерживает этот проект. Когда руководитель поддерживает новые направления, это всегда дает новый импульс в развитии этого направления. И сегодня мы видим, как меняется облик города. Это наглядно, это замечательно.
— 2023 год был богат на события. Какие вы можете выделить события со знаком плюс, как некие итоги года?
— Благодаря запуску серийного производства троллейбусов на ЧТПЗ на улицах города наконец-то появились современные троллейбусы. Еще одно знаковое событие лично для меня — это завершение реконструкции улицы Худякова. Один из этапов масштабных работ, которые позволят в дальнейшем решить проблему с доступностью жителей западного направления. Эта дорога требовала изменений, потому что пропускная способность не позволяла пропустить весь тот трафик, который идет с западного направления. — Как вы считаете, какие главные точки роста у Челябинска?
— IT отрасль — это точка роста. Это отрасль, которая сегодня очень активно поддерживается в регионе, очень много преференций в регионе сегодня для этой сферы. Приборостроение, конечно. Это отрасль, которая имеет все сегодня составляющие для бурного развития. Я имею в виду и науку, и исторический контекст, и кадровый потенциал. Если ее поддержать, как IT сферу, то, безусловно, это будет точка роста. Ну и, конечно, туристический потенциал. Его тоже нужно раскрывать, это железобетонно.
— Кирилл, как вы считаете, какие главные экономические события нас ждут с точки зрения реализации стратегии города в 2024 году?
— Я думаю, нам предстоит решить очень большой пласт вопросов по обеспечению экономики кадрами. На мой взгляд, это одна из главных задач 2024 года, потому что, учитывая те темпы роста экономики, которые мы наблюдаем сегодня, конечно, я понимаю, что кадров не хватит. А вот где набрать дополнительные кадры для проектов? Вот как раз это вопрос, который чиновники вместе с бизнесом должны будут решить. Не будет людей в экономике, не будет экономики.