Владелец крупнейшего в мире металлургического холдинга и самый известный промышленник региона - фигура хоть и медийная, но в общении с журналистами достаточно закрытая. Уклонившись от рассуждений на тему будущего отрасли в связи с новым региональным трендом развивать цветную металлургию, ограничился в беседе с корреспондентом BFM74.ru краткими комментариями о не очень позитивных итогах года и стратегических моментах.
Мы продолжаем работать в кризисе
2012-й успешным, конечно, не назовешь. Металлургия "просела" и хотя это общая по стране тенденция, комбинату удалось увеличить поставки на внутренний рынок. Чистая прибыль ММК за 9 месяцев прошлого года составила 47 миллионов долларов.
"Если взять экономические показатели, то они не радуют, остались на уровне 2011 года, прибыль по реализации есть, а вот чистой прибыли, по всей вероятности, в этом году не будет. Радует, наверное, что запустили вторую очередь стана 2000, стан 5000, это улучшает нашу экономику", - резюмирует Виктор Рашников.
Компания продолжает придерживаться стратегии, принятой 15 лет назад - сокращать поставки на внешний рынок и развивать продажи на внутреннем. Топ-менеджеры ММК ожидают, что темпы роста металлопотребления в России будут выше среднемировых. Кроме того, поясняет Рашников, в условиях растущих тарифов на железнодорожные перевозки, затраты на доставку металлопродукции до основных морских портов у ММК значительно выше, чем у конкурентов.
"Все последние наши проекты направлены на производство продукции для внутреннего рынка, - говорит промышленный магнат, - когда - то мы только 2 миллиона тонн поставляли для внутреннего рынка. В прошлом году продали 7,5 млн. тонн, в этом году планируем 8,5 миллионов. Оцинкованного листа 15 лет назад производили всего 100 тысяч тонн, в этом году - 1 млн. 700 тысяч тонн. Все это уходит на внутренний рынок. На экспорт минимум - не более 2 млн. тонн, а когда - то и 5 и 6 млн. тонн поставляли".
Впрочем, кардинально сворачивать поставки за рубеж ММК не намерен. Компания сохранит их в структуре продаж, что позволит ей обеспечить максимальную доходность в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.
Планируя укрепление своих позиций на внутреннем рынке, Магнитка и дальше намерена инвестировать в современные технологии и работать над сокращением издержек производства. В конце прошлого года совет директоров ОАО «ММК» одобрил новую десятилетнюю стратегию до 2022 года. Сумма вложений в развитие производства составит около 7 млрд. долларов.
Мастер-класс по поиску инвесторов
Что касается такой больной для региона темы, как привлечение инвесторов, Рашникову здесь есть, чему поучить других. На недавнем 20-летии СПП, которое уральские промышленники отмечали в Абзаково, этот вопрос обсуждали эмоционально и активно. Серьезному инвестору нужны не только гарантии, но и хорошие дороги, и в целом, современная инфраструктура. У Виктора Рашникова в этом плане есть серьезный козырь – Абзаково.
Магнитка первой на Южном Урале заявила о претензиях на европейский уровень спортивного туризма. Горнолыжный курорт, построенный на территории Башкирии, появился в результате взаимных интересов власти и бизнеса, точнее, их удачной реализации. В итоге, оба региона получили современную инфраструктуру, отличные дороги, и, в конечном итоге, хороший приток инвестиций. Пропускная способность курорта со времени его появления выросла в 6 раз. Так что теперь "Абзаково" уже даже и не региональный бред, а российский.
«Мы не приглашали инвесторов, они пришли сами, - уточняет Виктор Рашников. - Пришли после того, как в этом месте появилась развитая транспортная инфраструктура, а значит, был создан благоприятный инвестиционный климат".
По части удачного инвестирования у Рашникова в регионе конкурентов не много. Согласно последним данным «ежеквартального рейтинга "50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов" по версии
"Независимой газеты", председатель Совета директоров ММК занимает 17 место, а это один из самых высоких показателей среди представителей российской металлургической отрасли.