Вопрос восполнения финансовых ресурсов беспокоит любого предпринимателя. Одним из инструментов, доступных бизнесу в современных реалиях, является выпуск ценных бумаг. О том, на что следует обратить особое внимание, если вы приняли решение о выпуске облигаций корреспонденту радио «Business FM Челябинск» Соне Дегтяревой рассказали территориальный директор инвестиционной компании «Фридом Финанс» в Челябинске Лилия Логунова и заместитель финансового директора строительной компании «Голос. Девелопмент» Илья Ветюгов.
— Насколько востребован выпуск облигаций южноуральскими предпринимателями. Как часто обращаются?
— Если говорить про обращения в инвестиционную компанию «Фридом Финанс», на сегодняшний день мы подготовили и выпустили 21 эмитента и сделали 33 выпуска. Мы занимаем второе место среди организаций по высокодоходным облигациям по итогам 9 месяцев 2021 года. Если говорить про объем сегмента малого и среднего предпринимательства в целом, то сейчас на бирже обращается 43 млрд рублей. Это почти 100 эмитентов.
— Получается достаточно большой объем. Можно в двух словах для наших слушателей разъяснить сам механизм выпуска облигаций компаниями?
— Он состоит из шести этапов. Первый — самый важный — этап подготовки и понимания, для чего вообще нужно привлекать денежные средства, понимания, что компания становится публичной и эту информацию нужно раскрывать и выстраивать отношения по публичной долговой истории на протяжении всего срока обращения ценных бумаг. Второй этап — выбор и знакомство эмитента с организатором выпуска, то есть с помощником, который будет на протяжении срока подготовки сопровождать компанию для минимизации трудовых затрат и ресурсов. Третий этап — это подготовка к выпуску и сам выпуск. Это важный момент, когда биржа принимает решение об одобрении эмитента и допуску к торгам. Четвертый этап — подготовка документации. Занимает от трех до шести месяцев. Пятый этап — маркетинг, продажа облигаций, набор закрытой подписки. Шестой этап — сопровождение после выпуска облигаций.
— Илья, у вас есть уже практический опыт. «Голос. Девелопмент» выпустил свои облигации. Для чего вам это было нужно? Может, вы столкнулись с какими-то сложностями?
— О нашем выпуске нужно говорить в привязке к эмитенту, поэтому несколько слов о нас. Группу «Голос. Девелопмент» до недавнего времени знали как группу компаний «Легион». Мы достаточно известны на челябинском рынке. Мы безусловные лидеры по объему текущего строительства и вводу жилья. Еще один важный параметр, которым мы гордимся, это то, что мы всегда все вводим в срок. С точки зрения объемов бизнеса: в 2018 году наша выручка была меньше 4 млрд рублей, чистая прибыль по компании была меньше 100 млн рублей. Можно представить, что наш пилотный выпуск, который мы разместили на 200 млн рублей, был с точки зрения валютного баланса не очень чувствителен для нас. Мы рассматривали этот выпуск с точки зрения стратегии компании, мы двигались сознательно в эту сторону, поэтому это было не столько про финансирование, сколько про выстраивание долгой публичной истории эмитента на рынке.
— Насколько сложно было выпустить свои облигации?
— Лилия уже сказала, процесс действительно несколько нетривиальный, там шесть пунктов. У кого-то их может быть больше или меньше. По срокам это все выливается где-то в полгода. Нужна небольшая команда людей, которые что-то в этом понимают, как на стороне эмитента, так и на стороне качественного организатора, которым является «Фридом Финанс».
— Допустим, такая ситуация. Уже удалось выпустить облигации, деньги получили. Они имеют целевой характер или эмитент может ими распоряжаться по своему усмотрению?
— В момент подготовки к выпуску, когда создается проспект эмиссии ценных бумаг, эмитент обязательно заявляет на бирже о своих планах на использование этих денежных средств. Это может быть рефинансирование текущей задолженности, диверсификация источника финансирования и уход от диктата одного или группы кредиторов, финансирование какой-либо инвестиционной программы либо пополнение оборотного капитала. Многие эмитенты мечтают о выпуске своих акций на биржу. Соответственно, выпуск облигаций является дебютным выпуском, который создает некую историю сотрудничества с биржей и с инвесторами.
— Сейчас мы заговорили про биржу. Важно отметить для нашихслушателей, что сейчас идет речь о коммерческих облигациях. Чем они отличаются от биржевых?
— Биржевые облигации обращаются на бирже, которая их регистрирует. У нас в стране две биржи — Московская и Санкт-Петербургская. На обеих можно выпустить облигации. Инвесторы, соответственно, имеют возможность быстро покупать и продавать облигации потом на вторичных торгах. К биржевым облигациям есть определенные критерии по финансовому состоянию эмитента. Коммерчески облигации регистрируются национальным расчетным депозитарием по упрощенной системе и с минимальными ограничениями.
В нашем выпуске были биржевые облигации. Действительно, они допускались на уровне Московской биржи, обращались широко на рынке, то есть любой инвестор мог через свой терминал прийти и купить наши облигации. Интересный факт, я с коллегами недавно поделился: мы перед погашением запрашивали реестр владельцев наших ценных бумаг, это удивительно видеть, как облигации твоей компании фактически в долг покупают люди от Хабаровска до Калининграда. Вдохновляет, что люди доверяют компании свои деньги и видят в ней потенциал.
— Кто может выпустить свои облигации на рынок? Может, какие-то меры господдержки существуют для таких компаний?
— Существуют программы поддержки от государства. Это, например, субсидирование ставки купона по облигациям, субсидирование организаций выпуска по эмитенту, якорные инвестиции от малого и среднего предпринимательства и Центрального Банка, льготные комиссии за листинг от Московской биржи.