Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
91.16 -0.19 98.94 -0.17
Где взять стране будущих Королёвых и Туполевых

27 июня в российском календаре отмечено как День изобретателя и рационализатора. Это праздник для старших поколений, молодёжь изобретательством сейчас не интересуется, констатируют эксперты. К примеру, в Челябинске количество кружков технической направленности сократилось в четыре раза. Тем не менее возродить интерес подростков к техническому творчеству можно, считают гости Business FM — изобретатель Геннадий Воронин и преподаватель кружка авиамоделирования Алексей Шерстобитов.



Юлия Ткаченко: Есть ли у нас вообще сейчас молодое поколение изобретателей и рационализаторов?

Геннадий Воронин: Я постарше и из своего опыта скажу: у нас в 44-й школе был хорошо оборудованный кабинет труда, и мы первые среди учеников сделали электромеханические часы, которые отсчитывали перемены, давали сигнал. Делали парты, причём за учебный года мы ими оснащали полностью один кабинет. Тогда не было электрогитар, и наши старшие товарищи полностью воссоздавали их по образцам на фотографии. В 70-е годы в Челябинске было более 80 различных кружков именно технического направления. А сейчас порядка 20-ти, примерно такая же ситуация и в Москве и других городах. Для примера: корпорация «Боинг» специально для детей своих сотрудников проводит день открытых дверей. Папы показывают им своё рабочее место, начиная с того, как выкраивается металл и до момента, когда самолёт выкатывается из ангара. На ЧТЗ раньше было нечто подобное, существовал целый дом науки и техники, а сейчас остались какие-то обломки от него.

Алексей Шерстобитов: Я хотел начать тоже немного с истории. Геннадию Анатольевичу повезло, он учился в городе, я был выпускником сельской школы. На селе не было кружков, но мне попался на глаза журнал «Юный техник». Я начал заниматься моделированием, появилась мечта — стать руководителем авиамодельного кружка, и вот почти в 39 лет она исполнилась. Начал я вести кружок в ноябре 2014, и за полгода мы с учениками 2–3 классов мы успели сделать несколько планёров, ракетопланов, бумеранги, начали делать воздушного змея, в планах у нас также судостроение, самодвижущиеся автомобили. На следующий год кружок будет расширяться за счёт учеников из других классов, популярность его растёт.



Юлия: Вы сказали, что нынешним школьникам некогда заниматься конструированием, моделированием. На ваш взгляд, почему?

Геннадий: Во-первых, много соблазнов. А потом сейчас очень много сборных моделей танков, самолётов, но ведь это всё готовые детали, нужно их только собрать, и все равно мало кто этим занимается. Дети обленились, ведь раньше приходилось делать всё своими руками, а самое главное — некому показать пример. Посмотрите, на западе предпринимательство с малых лет воспитывается. Сноуборд 20 лет назад придумал 12-летний мальчик. Одну лыжу сломал, на другой поехал, результат — олимпийский вид спорта. Важна эстафета, когда есть старшее, среднее поколение и есть, кому передавать опыт. Устройте выставку технических достижений молодёжи, чтобы другие дети тоже захотели. Алексей упомянул, что раньше выходили газеты и журналы «Юный техник», «Юный изобретатель» и т. д. Сейчас продаются только зарубежные издания, а наших нет.

Юлия: Но вы сами сказали, что они не пользуются спросом, потому что у детей нет интереса. Каким образом возродить этот интерес?



Геннадий: Брать за руку и вести. У нас есть выставка «Галилео», где проводятся очень интересные физические опыты, но нужно место, куда с ребёнком можно было бы прийти попилить, построгать, где можно попробовать молоток в руки взять. Хорошо, если при каждой школе что-то подобное будет.

Алексей: Пока появится материально-техническая база, на это годы уйдут, государство, конечно, должно делать это со своей стороны, но государство — это мы, наши семьи. Как сказала моя жена, «пускай папа вначале вернётся домой, не будет постоянно на работе, а сядет и сделает с ребёнком первый бумажный самолётик». Запустит его с балкона, ребёнка это зацепит, восхитит. Ведь это самая простая модель — бумажный самолётик, а она столько может интересных фигур делать.




Геннадий: Я ещё бы добавил, чтобы мамы на кухню вытащили не только дочек, но и сыновей, когда можно слепить что-то из теста, сделать вместе домашнее печенье, вот это и есть преемственность.

Юлия: Алексей, где вы брали первые модели, как выбрали то, с чего будете начинать конструирование с детьми?

Алексей: Первое, что я сделал: позвонил родителям и попросил маму найти мои детские книжки «Простейшие авиамодели» и «От идеи до модели». Параллельно зашёл в интернет, там взял некоторые хорошие практические намётки для уроков. Из Ижевска, где один предприниматель делает готовые наборы, заказал комплект на свои деньги, и мне пришёл целый комплект заготовок, конструкторов, учебник из моего детства. С этого я и начал свой модельный кружок. Дома можно с папой собирать, только благодаря папе может в каждой семье заработать авиамодельный кружок.



Геннадий: Здесь есть ещё такой интересный момент, когда ребёнок начинает работать руками, у него возникают тактильные ощущения, это абсолютно новая система восприятия.

Алексей: Ребёнок делает руками уникальную модель, неповторимую. У каждого самолёт летает по-своему, и они это чувствуют.

Юлия: Если мы сейчас не поведём детей заниматься техническим творчеством, последствия какими могут быть?

Геннадий: Очень простыми, я назову два имени, и вы поймёте. Королёв, его первая модель: между балконами натянул трос и на ролике пустил паяльную лампу, результат — главный конструктор. Туполев, первое изобретение: натягивает простынь и прыгает с балкона, но с этого всё начинается. Если у нас будет 10, 20, 30 таких кружков, не станет проблемы с набором на аэрокосмический факультет ЮУрГУ. Ведь у нас есть центр Макеева, другие закрытые организации, где нужны не только мозги, но и руки, квалифицированные руки. Но это нужно закладывать с детства. В 15 лет ребёнка очень трудно уговорить работать на станке, а вот в 8–10, когда он выточит свою первую деталь, всё и начинается.



Алексей: Я полностью согласен с Геннадием, не только на государственном уровне будут решаться проблемы с занятостью студентов в тех же технических вузах, но и проблемы в семье. Проблема с инфантилизмом мужчин будет решаться, потому что парень, который умеет держать в руках инструмент, уже ближе к тому настоящему мужчине, который у нас считается идеалом.

Геннадий: у ВДВ есть лозунг «Никто кроме нас», и вот никто, кроме нас, родителей, эту проблему решить не сможет.

Фото: Алексей Новожилов

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE