Подростков Челябинской области научат инвестициям и составлению личного финансового плана. Для чего это нужно детям? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказали генеральный директор образовательного центра «Капитализиум» Валентина Герасимова и директор по развитию Евгения Пинягина.
— Евгения, расскажите о сути проекта «Личный финансовый план подростка», который победил в конкурсе грантов губернатора Челябинской области.
— Суть этого проекта, в первую очередь, — заинтересовать детей темой финансов, финансовой грамотностью, управлением финансами. И сделать это не стандартно в лекционном формате, а именно в интерактивном, дав им системный подход, разложив этот процесс на детали. И вести их путем игр, чтобы они на практике все это применяли. Будут индивидуальные, уникальные личные финансовые планы по цели каждого из участников проекта.
— Для чего вообще подросткам нужен финансовый план?
— Обычно, когда мы говорим о подростках, у нас складывается впечатление, что это эфемерная субстанция, у них очень много желаний, нет понимания, как они к ним будут приходить. Если посмотреть на эту ситуацию со стороны подростка, он тоже понимает, что у него есть желание, он видит, как зарабатывают родители, и все это для него очень отрывочные элементы пазла жизни. Понять, как это совместить вместе, как это выстроить логично — очень важно. Как продемонстрировать ему, что мечта, правильно сформулированная и описанная, становится целью, как правильно выстроить задачи, которые приведут к решению, — это тоже очень важно.
— Чтобы полный пазл в голове сложился.
— Если мы экстраполируем эту мысль на классическое образование, мы понимаем, что ребенок сначала идет в садик, потом в школу. И он понимает, как ему выстроить свое образование в жизни, какой результат он получит. Если мы будем касаться обучения финансовой грамотности, почему бы нам ту же самую систему в его голове не простроить? Инструмент, самое забавное, уже придуман — личный финансовый план.
— Это единственный инструмент или есть еще какие-то для зарабатывания денег подростками?
— Личный финансовый план — это инструмент, который его приведет к желаемой цели. Инструменты для зарабатывания немножко разные. И что делать конкретно, куда идти, как себя реализовать — это блоки программы обучения, которую мы будем проводить в рамках гранта.
— Нужно ли подросткам инвестировать?
— Нужно ли им этому обучаться? Да. Обязаны ли все это делать? Нет. Это право каждого. Но лучше мы им расскажем, как это делать корректно, чтобы впоследствии они не удивлялись неожиданному опыту.
— Отсюда вопрос, каким на ваш взгляд должен быть инвестиционный портфель для подростков?
— Безусловно, инвестиционный портфель подростков будет с 14 лет, поскольку крупнейшие банки активно включились в гонку, когда они решили захватить и этот сегмент аудитории. Начиная с 14 лет каждый может попробовать себя в различных операциях на фондовом рынке. Лимиты, насколько помню, ограничены 25 тысячами рублей. Этого достаточно, чтобы приобрести опыт, но это сумма денег, которую, приобретая опыт инвестирования, не жалко потерять. То, что на текущий момент предложено в качестве инструментов, чтобы на практике это отработать, я считаю более чем достаточно. Но, тем не менее, требуется об этом говорить, рассказывать, в чем разница между акциями и облигациями, что такое эффективная ставка, что такое учетная ставка, чтобы просто навести порядок в голове. И вот когда подростки уже во взрослом возрасте получат доступ к большему рынку, к большим возможностям, у них будет понимание, что делать. По своему риск-профилю они будут идти.
— Валентина, расскажите, пожалуйста, как будет реализован проект и какие его фишки?
— Основная сложность работы в рамках гранта в том, что это разовая история. Мы попробовали создать комплекс мероприятий. Он включает в себя лекционный материал и игровые механики. Нам нужно, чтобы дети на практике отрабатывали. Задача — сделать это обучение именно практикоориентированным, в том числе протестировать возможность открытия брокерского счета, объяснить, в чем его отличие от других видов счетов. Это то, что мы будем делать. На протяжении достаточно длительного периода, раз за разом, работая с детьми, надо возвращать их в эту тему. Каждый следующий этап будет начинаться с анализа результатов предыдущего.
— Евгения, расскажите о планах образовательного центра в этом году.
— Планы заключаются в том, чтобы дальше детей системно и динамично вести по тому разработанному плану, по той лестнице личного успеха, личного развития, которую мы начали выстраивать. Пройдя личный финансовый план, они уже понимают, как Валентина сказала, какие навыки есть, как будут их монетизировать. Дальше наша задача — повести их в профориентацию, где они выберут основной навык, который дальше будет профессией. Потом многие из них смогут открыть бизнес. У нас есть молодые предприниматели, мы им будем помогать упаковывать этот навык в бизнес-проект и составлять бизнес-план, двигать их постепенно по этой системе вперед и вверх.