Для многих южноуральцев маркетплейсы заместили рынок розничной торговли. На онлайн-площадках сегодня можно купить абсолютно все — от бытовых принадлежностей и одежды до современных гаджетов и даже китайских автомобилей. Но выгоднее ли онлайн-покупки, чем походы по магазинам? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал основатель сети салонов и маркетплейсов цифровых гаджетов «Первый Сотовый» Евгений Бабакаев.
— Евгений, расскажите, как часто на маркетплейсе может попасться контрафактная продукция?
— Давайте сначала определимся, что такое контрафакт. Это может быть подделка, например, какой-нибудь гаджет, который сделан в китайском захолустье, или шампунь, в котором оригинальна только этикетка. А есть, например, параллельный импорт, который поставляет нам настоящие фирменные изделия. Назвать контрафактом это, конечно, нельзя.
— Да, это другое.
— Не буду лукавить, и того, и другого на маркетплейсах хватает сполна. Но в цифрах это не критично. Два миллиона жалоб на контрафактные товары поступило в российские интернет-магазины и маркетплейсы, и только 30 тысяч из них подтвердились.
— Это за год?
— Да, за год. То есть полтора процента от общего объема, что сопоставимо с общей торговлей.
— Как можно определить подделку на маркетплейсе? Есть ли какая-нибудь универсальная инструкция?
— Первое — всегда обращайте внимание на цену товара. Ну не может яблочный смартфон последней модели стоить на 30−40% дешевле его обычной стоимости. Это нереально. Не нужно верить громким фразам типа «распродажа», «последняя модель со склада» и тому подобное. Второе — все крупнейшие площадки заинтересованы в уменьшении контрафакта. Сертификаты, декларации соответствия — все это часто загружают в карточки товаров, что подтверждает их безопасность.
— Если эти сертификаты не загружены, их можно запросить?
— Да, конечно, их можно запросить. И также на карточке товара специально появился значок «Оригинал», так что ищите его.
— Всегда ли дешевле на маркетплейсах?
— А вот это очень распространенный миф. Да, там можно найти очень дешевые акционные товары. Но парадокс заключается в том, что продавцы на маркетплейсах часто соревнуются друг с другом, забывая при этом про обычную розницу, которая тоже очень внимательно следит за ценами на маркетплейсах и оперативно на нее реагирует. Поэтому все чаще в обычных магазинах можно встретить товары, которые дешевле, чем на онлайн-площадке. Так что совет: если задумали дорогую покупку, не поленитесь, походите по обычным магазинам, чтобы было представление. Оцените конкурентный рынок.
— Как быть с негативными отзывами? Это всегда плохо или можно из этого найти какой-то позитивный момент?
— Еще один миф и очень сложный вопрос. Негативные отзывы могут появиться независимо от того, какой товар у продавцов. К сожалению, конкурентные войны набирают сейчас такие обороты, что, как говорится, все средства хороши. И часто по заказу конкурентов появляются сотни ужасных отзывов на товар. С этим очень сложно бороться маленькому продавцу, и проще порой все продать с дикой скидкой тому самому заказчику этих негативных отзывов.
— Если покупатель видит много негативных отзывов и низкую оценку, как понять, это реальные отзывы или все-таки конкурент пишет их?
— Вы хотите спросить, где найти объективные отзывы? Сейчас продавцы, которые заботятся о возможности доступа к объективным обзорам их товаров, активно выходят на площадку «VK Видео». Так что ищите их там. Большинство обзоров переехали на альтернативные площадки. И, конечно, не забывайте заходить на сайты продавцов. Там часто неожиданно даже для самих продавцов появляются абсолютно объективные отзывы.
— То есть все нужно анализировать.