В Санкт-Петербурге прошел форум «РУССОФТ 2024». На мероприятии обсудили вопросы, с которыми сейчас сталкиваются региональные ИТ-сообщества, и их решения. Какими достижениями в этой сфере может похвастаться Южный Урал? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал директор челябинского кампуса «Школы 21» Дмитрий Козленков.
— Дмитрий, вы приняли участие в форуме «РУССОФТ 2024». Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Что это за мероприятие и для чего вы туда поехали?
— Начну с того, что «РУССОФТ» — это одна из крупнейших и старейших в России ассоциаций ИТ-компаний. Она появилась в конце 90-х, в тот период, когда технологические компании и ИТ-компании только набирали вес, авторитет и свою значимость для экономики. Мастодонты индустрии объединились и в Санкт-Петербурге образовали ассоциацию «РУССОФТ». Сейчас форум был посвящен 25-летию.
Ассоциация включает 360 членов. Это большое сообщество. Оно активно участвует в формировании повестки по разным направлениям в сфере информационных технологий. То есть коллеги состоят и в различных совещательных органах при правительстве, при Государственной думе. Инициативы, которые появляются в части поддержки ИТ-компаний, — это во многом благодаря коллегам из «РУССОФТа». Поэтому сотрудничество с этой ассоциацией для нас, для Челябинска и региона, челябинской ассоциации, которая у нас тоже есть, очень важно. Это возможность донести наши боли, переживания или успехи до коллег за пределами Челябинской области. Это возможность перенять опыт, понять, какие успешные практики есть в других регионах с точки зрения поддержки ИТ, текущие тренды, контекст, куда мы движемся, что нас ожидает в развитии отрасли внутри страны или в мировом контексте.
На пленарной сессии выступал Андрей Безруков — это очень известный эксперт, человек, который, в том числе, формирует некое видение будущего в нашей стране. И, собственно, контекст, связанный с местом России в современном мировом переделе, местом ИТ, информационных технологий он очень важно обозначил. Он говорил, в каком направлении должна двигаться Россия, какие у нас сейчас стоят задачи с точки зрения технологического суверенитета. Все эти вопросы обсуждались. Нам в регионе важно понимать, куда смотреть, куда двигаться и как работать.
— Какие для вас лично самые важные кейсы вы можете выделить?
— С точки зрения мирового контекста мы обсуждали вопрос о том, что сейчас России необходимо по всему миру собирать партнеров, союзников, с кем необходимо развиваться в ИТ. Есть лидеры, есть Соединенные Штаты Америки, Китай. Третьим полюсом технологического развития может стать Россия, но не одна, а в партнерстве со странами Азии, Африки. Этот контекст как раз был обозначен. Второй вопрос, который тоже обсуждался, и он уже давно является актуальным для всей отрасли — это дефицит кадров. После мероприятия я выложил пост в телеграмме. Очень важный тезис, что кадров у нас хватает, а профессионалов не хватает.
— Вы часто об этом говорили.
— Да, и эта проблема остается. Коллеги из Минцифры по-прежнему утверждают и подтверждают тот факт, что в стране не хватает одного миллиона ИТ-специалистов. Эта проблема постепенно решается, возникают разные инструменты, но дефицит по-прежнему ощущается.
— Открытие «Школы 21» поможет решить этот наболевший кадровый вопрос?
— Однозначно. «Школа 21» — это уникальный проект Сбера, который предполагает в первую очередь освоение практических навыков. То есть зачастую все образовательные проекты основаны на том, что ты изучаешь много теории и у тебя в меньшей степени практика. В «Школе 21» теория отсутствует. У нас нет преподавателей, лекций и расписания. Каждый учится в своем режиме и исключительно на практических кейсах. То есть для обучающихся открывается программный продукт, где появляются проекты на английском языке. Соответственно, ты должен понять, что это за проект, чего от тебя хочет программа, и этот проект своими руками сделать. Возникает вопрос: «А как, если я не знаю, если я не понимаю?». И здесь появляется главная фишка «Школы 21» — это метод peer-to-peer, то есть равный равному, когда для того, чтобы решить задание, обращается к соседу слева, к соседу справа или ищешь информацию в интернете. На таком массиве «бассейнов», почти 200 человек зашли, эта методика очень хорошо работает, и все участники постепенно двигаются, выполняя проекты и осваивая навыки, которые требуются.
— 26 августа начался первый «бассейн». Есть ли уже какие-то результаты?
— Да, действительно, 26 августа первые 196 участников зашли в наш «бассейн». Немного статистики. Самому старшему участнику 55 лет, самому младшему 17 лет. Из тех, кто к нам пришел, не имели раннее опыта программирования 54%. То есть довольно-таки высокий результат. И из них более 30% — это девушки. Многие считают, что ИТ не для девушек. Нет, у нас больше 30% девчонок. Считаем тоже это хорошим результатом.
С точки зрения того, как двигаются по «бассейну». У нас каждую неделю предполагается экзамен, который сдают участники. Он направлен не на то, чтобы мы их оценили каким-то образом. Он в первую очередь направлен на то, чтобы ты сам себе честно ответил, что освоил за эту неделю, и каким образом добавилась компетенция за этот короткий прошедший период. Так вот, до первого экзамена у нас дошли все участники, и это логично. До второго экзамена на второй неделе уже порядка 30% не дошли. Но это нормальная практика, средняя цифра по всем кампусам. Мы это понимаем, и в этом нет ничего страшного. Если технический навык не был развит и нет предрасположенности к нему, то обучаться непросто.
— Какая главная миссия у «Школы 21»?
— Главная миссия заключается в том, чтобы дать возможность талантливым людям бесплатно освоить профессию в сфере информационных технологий и стать успешным.