Парламентарий рассказал, почему отменять экзамен нельзя, несмотря на его слабые стороны.
Депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму предложение отменить единый государственный экзамен. Решение может казаться очевидным, учитывая информационный фон, складывающийся вокруг ЕГЭ. Поэтому челябинский депутат Владимир Бурматов назвал идею «популизмом». Почему экзамен отменять нельзя и в чем действительно надо пересмотреть взгляды, в эксклюзивном интервью на БФМ74.
Владимир Владимирович, действительно ли можно взять и отменить ЕГЭ?
Вообще у закона, который внесли в Госдуму депутаты от ЛДПР, есть одна небольшая особенность - он внесен не для того, чтобы его принимать, а для того, чтобы об этом рассказали СМИ. То есть это популистская предвыборная история. Но надо этим законодателям сказать спасибо, за то, что они в очередной раз актуализировали эту дискуссию вокруг ЕГЭ. Потому что у нас единый госэкзамен начинают обычно обсуждать в мае, когда все эти разговоры только нервируют наших школьников. Сейчас самое время понять, что не так с ЕГЭ.
И все-таки почему действительно нельзя взять и отменить ЕГЭ, сделать как прежде - выпускные экзамены в школе и вступительные в вузах?
Отменять ЕГЭ не нужно, потому что мы сейчас поставим на уши всю страну, в очередной раз по ходу игры изменим правила. И придется сегодняшним одиннадцатиклассникам сказать: все, что вы учили и готовили, все, за что ваши родители платили репетиторам, - это никому не надо, потому что теперь все будет по-другому, а как именно, мы пока не знаем.
Хорошо, а если отменить ЕГЭ не в этом году, а в следующем?
Это другой вопрос. Если со следующего, то надо продолжать двигаться тем путем, на который мы уже ступили. Наших школьников надо поменьше дергать и нервировать. Так что надо идти последовательно: ввели сочинение - это уже не ЕГЭ, убрали тестовую часть из экзамена - это уже не ЕГЭ, ввели устную часть по иностранному языку - это уже не ЕГЭ. Не тот ЕГЭ, который мы вводили. Получается, форма меняется, а суть остается прежней. И как раз надо сохранять это содержание - возможность поступить с баллами ЕГЭ в любой вуз любого города. А в остальном надо делать шаги навстречу нашим школьникам. И в первую очередь следует искоренить два главных минуса ЕГЭ. Первый - это колоссальная стрессогенность экзамена: надо убирать весь полицейский антураж, чтобы не было видеокамер, участковых, металлодетекторов. Я не за то, чтобы не было никакого контроля, я против контроля ради контроля. Я против презумпции виновности школьников, когда наших детей изначально считают негодяями, которые пришли нарушать правила поведения, списывать и так далее. То есть надо создать комфортные условия для сдачи ЕГЭ, чтобы дети пришли и спокойно показали свои знания. Второй момент: ЕГЭ должен остаться только входным билетом в вуз. Это очень важно. Никаких аналогов ЕГЭ для четвероклассников, как это сейчас вводится в младшей школе, быть не должно. Это глупость, маразм, это надо отменять. И экзамен в форме ЕГЭ в 9 классе никто сдавать не должен. Должен быть традиционный экзамен в старой форме. Более того, я считаю, что и в 11 классе надо освободить от ЕГЭ ребят, которые хотят после школы идти не в вуз, а в колледж или техникум.
Изменения, о которых мы говорим, в том числе, например, отмена экзамена в форме ЕГЭ в 4 классе, когда их реально воплотить в жизнь?
Все можно сделать уже в этом году, если будет принято политическое решение. В противном случае действий со стороны министерства образования придется ждать долго.