Автоматизация и роботизация бизнеса — тренд, который с каждым годом становится только популярнее. Сколько может сэкономить компания при внедрении автоматизации? Какие ноу-хау готовят челябинские изобретатели? Об этом главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову рассказал генеральный директор компании Ready Robot Денис Потепалин.
— Насколько сейчас популярна автоматизация среди южноуральских компаний?
— Среди южноуральских компаний, как и в целом по России, популярность огромная.
— Все хотят, но все ли используют?
— Активно сейчас идет работа. С челябинской птицефабрикой мы уже отработали, с «Увелкой» до этого отработали, сейчас с «Ситно» работаем, с «Макфой» параллельно процессы прорабатываем. Очень популярное направление, ведь людей не хватает на предприятиях.
— Финансовая модель внедрения автоматизации и роботизации на предприятии насколько сложна и выгодна? Вы наверняка считали, допустим, когда линия год отработала.
— С точки зрения выгоды здесь все понятно. Вы убираете людей, соответственно, экономите. При этом зарплаты в последнее время сильно выросли. Идет экономия на оплате труда. Вторая выгода — это увеличение производительности, третья — как правило увеличение качества продукции. Поэтому здесь все четко.
— Была недавно информация, что требуются упаковщики. Зарплата — 240 тысяч рублей. Это реально?
— Честно скажу, 240 тысяч я пока еще не встречал на предприятии, но от 100 до 140 тысяч — это уже норма. Есть и выше зарплаты, это индивидуально.
— Внедрение линии автоматизации за сколько лет себя окупает? С учетом государственной поддержки, субсидий.
— Мы три года назад бегали по рынку и говорили, что есть официальная статистика Росстата. Она показывает, что у нас в целом количество трудоспособного населения падает. Те, кто остаются, выбирают более легкую работу. То есть на конвейерах люди не очень хотят работать. Нужно было в идеале уже тогда задумываться и автоматизироваться. Такие компании тоже были, у нас есть проекты реализованные. Поэтому у тех, кто зашел тогда, по расчетам окупаемость была от трех до восьми лет. Но по факту они окупили все за полтора-три года. То есть на сегодняшний день все, что было поставлено, 100% уже окупилось.
— Уже приносит прибыль.
— Да. У тех, кто сейчас входят с опозданием, возможно, и до пяти лет может быть окупаемость. Мы говорим о больших роботизированных линиях. Локальные маленькие решения — коробочные — могут окупаться и три года. Примерно цифры такие.
— С учетом рынка труда, даже эти цифры сейчас заставляют задуматься о том, что это уже не какая-то выгода, а необходимость для существования предприятия.
— В отделе продаж больше не слышат возмущения по окупаемости.
— Понятно. Еще одно направление вашей компании — это роботизация ресторанов. Сейчас такие вещи не вызывают дикого удивления.
— У ресторанов ситуация посложнее. Все привыкли к роботизированным киоскам. Робот кофе наливает или мороженое раздает. Но на самом деле эти решения ненадежные, они довольно часто ломаются. Для ресторанов такое оборудование не подойдет, потому что проходимость в десятки и сотни раз выше. Если, не дай бог, встанет, то убытки будут серьезные. Поэтому мы прорабатываем решения для ресторанов. Направление по всему миру только развивается. Раньше роботизация была дорогая, но придумали сейчас более дешевых роботов, и для ресторанов они тоже стали подъемными.
— Это робот-официант, робот-повар или робот-шеф?
— Нет, в саму кухню пока решений очень мало и идут тесты. В основном это все-таки сервис, то есть официанты, зона сбора и выдачи заказов.
— Тогда в чем минусы, кроме того, что ломается?
— Вы убираете людей более простых, но теперь нужно в штате держать обученного инженера, который может обслуживать роботов.
— А кто его обучит — вы или кто-то еще?
— Здесь двумя путями идем. Да, мы обучаем. Президент дал указание 100 тысяч роботов поставить до 2030 года. Соответственно, готовятся программы поддержки от государства, в том числе для обучения нового поколения.
— Фактически не так много должно пройти времени, когда в вузах появится специальность по управлению роботами? Или она уже во многих есть?
— Уже где-то есть. Единственное, пока мало этих людей. По крайней мере, чувствуется нехватка с точки зрения и проектирования, и обслуживания. Но сейчас господдержка пойдет и людей больше станет.
— Пару слов о планах или может просто про идеи для реализации в будущем ближайшем.
— Мы развиваем наше основное направление — упаковочное. Параллельно входим в новый сектор — это автоматизация складских процессов. Мы хотим начать производство автоматизированных складов.
— Маркетплейсы огромными складами обладают. Там работают люди. Как раз на большие сетевые компании, наверное, это и рассчитано?
— Да, в том числе.