За последние годы в регионе начало активно развиваться производство одежды. Молодые предприниматели создают узнаваемые бренды, которые покупают не только южноуральцы, но и жители всей России и даже ближнего зарубежья. Однако бизнесменам приходится постоянно бороться с конкуренцией со стороны демпингующего Китая и подбирать сотрудников в условиях дефицита специалистов нужного уровня. Какие перспективы и преимущества все-таки есть у отрасли, рассказала директор компании «Дарспорт» Дарья Шевина.
Почему Вы решили выбрать такую необычную для Южного Урала отрасль как легкая промышленность? И чем именно Вы занимаетесь?
Наша компания занимается производством эксклюзивной спортивной одежды на заказ. Мы отшиваем форму для игровых видов спорта: футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, единоборств, одежду для фитнеса, спортивные костюмы. Меня, наверное, судьба привела в эту отрасль. Я в прошлом спортивный журналист и пиарщик. В 2012 году я пришла в качестве pr-менеджера в волейбольный клуб «Торпедо», там познакомилась с одним из спонсоров, который меня пригласил в одну из крупнейших компаний по производству спортивной одежды. В этой компании я уже стала постигать азы сферы легкой промышленности именно в плане производства спортивной экипировки.
А потом решили открыть свое дело?
Я бы никогда не рискнула и не отважилась уйти в самостоятельное плавание. Просто у компании, где я работала, сложились не самые простые времена, кризис. И настал такой момент, что нужно было задуматься — вообще менять кардинально деятельность или попробовать создать что-то свое, новый проект. Тем более у меня накопился определенный опыт, и оказалось, что я могу дать клиентам именно то, что они хотят. Я уже достаточно глубоко изучила рынок, нишу по производству спортивной одежды. Очень часто производители стараются что-то навязать своей аудитории: типовые решения дизайна, ужасные модели; конструкции, которые не сидят на фигурах, дешевые ткани, нанесения, которые исчезают после первой стирки. Когда я создавала нашу компанию, у меня была основная задача, чтобы наши клиенты с вышеназванными проблемами не сталкивались. На первом этапе у нас не было собственных производственных мощностей. А в прошлом году, буквально в канун Дня легкой промышленности, раздался звонок от моего бывшего работодателя, в компании которого я трудилась маркетологом, с предложением помочь ему найти покупателя на его производство. На тот момент, думаю, он не ожидал, что этим покупателем стану я. В этом году у нас появился новый бренд одежды для активного образа жизни — «EtoSvoboda». Совместно с екатеринбургским маркетологом Евгенией Пряхиной мы разработали коллекцию леггинсов. Судя по первым презентациям в Челябинске и Екатеринбурге, есть достаточно большой интерес к этой продукции. И вот сейчас мы развиваем розничное направление.
Какие есть проблемы у южноуральской легкой промышленности? Ваши коллеги говорят о кризисе в отрасли.
Валютный скачок, который произошел в конце 2014 года, сыграл на руку нашей отрасли. Многие оптовики повернулись в сторону отечественных производителей, поскольку логистика подорожала, возросла стоимость иностранной рабочей силы, потому что все идет в валюте. Поэтому стали чаще сотрудничать именно с российскими компаниями. Главная проблема отрасли — это кадры. Не хватает квалифицированных швей. Выпускники специализированных учебных учреждений не идут работать по профессии, а те, кто приходят — их уровень подготовки нуждается в дополнительном обучении. Вторая проблема — сырье. Почему китайцы могут так демпинговать? У них все комплектующие для производства заказа находятся по соседству. Буквально ткани и фурнитура есть на соседней улице. У нас оборудование везется с одного конца света, ткани — с другого, фурнитура, детали для машины — с третьего. Все настолько раскидано. В России, в принципе, ничего не производится. У нас не выращивают хлопок. Полиэстеровые ткани производят, но качество оставляет желать лучшего. Появились первые производители, но в основном мы используем ткани европейского производства. Опять же я не могу сказать, что у нас все так печально в отрасли. Есть позитивные тенденции. На собственном опыте могу сказать, что есть очень много молодых предпринимателей, которые также начинали с создания собственного бренда, не имея собственных мощностей, но постепенно за счет грамотного позиционирования и хорошей рекламной кампании расширяли клиентскую базу и спрос на свою продукцию, постепенно уже обзаводились собственным производством.
Почему не идут работать по профессии?
Почему-то профессия швеи потеряли какую-либо популярность, абсолютно никакого престижа. Хотя опытные швеи зарабатывают на уровне офисных сотрудников — порядка 30–35 тысяч рублей. Получается, что сейчас, пополнение кадров в плане швей происходит за счет того, что люди получают навыки в исправительных учреждениях. К сожалению, видимо, сложно где-то еще освоить эту профессию. Кроме того, есть такая особенность, что очень много инвалидов по слуху приходит на производство. С ними тоже очень непросто работать, нужен особый подход.