Скверы против парковок, пешеходы против водителей. Пока в этой битве выигрывают автомобилисты, однако скоро ситуация может поменяться. На месте парковки около публичной библиотеки уже появились лавочки и горшки с цветами, что, впрочем, у некоторых чебинцев вызывало недоумение. О дальнейших планах по созданию комфортной городской среды рассказал автор блога «Челябинский урбанист» Лев Владов.
Расскажите о проекте на публичной библиотеке. За счет чего его удалось сделать?
Я узнал, что сотрудники библиотеки будут облагораживать пространство. Эта земля федеральная и соответственно за нее никто не отвечал в городе, но она принадлежит публичной библиотеке. Они планировали делать некую дорожку, отсыпать ее мраморной крошкой и высадить деревья. Я сразу подумал, что это очень важная территория для города, желательно, чтобы она была спроектирована корректно. Я пришел к сотрудникам библиотеки и директору и предложил не просто некую дорожку делать, а запланировать маршрут, который можно будет сделать широким и основным от остановки «Публичная библиотека», до Кировки через Елькина, чтобы люди на Кировку шли не через шумный проспект Ленина, а по удобной диагонали. Я подсказал им, как сделать корректнее эту дорожку, и решил еще показать городу, что такое тактический урбанизм — как из деревянных конструкций можно легко, быстро и дешево сделать скамейки, клумбы, чтобы очень быстро организовать территорию под какое-то общественное пространство, чтобы оно стало местом социального притяжения.
В Facebook было несколько негативных комментариев от автовладельцев, которые привыкли пользоваться этой территорией. Что бы Вы могли им ответить?
Почему сделали парковку на брусчатке? У меня такой вопрос. Вы говорите, проблема с парковкой, а если мы посмотрим на улицы Васенко, Елькина, Цвиллинга, то 80–90% всей территории отданы под машины. А еще они нависают бампером над тротуаром, уменьшая его до очень маленьких значений. Что лучше? 30 машиномест для офисных сотрудников, когда авто 95% времени стоит, или если этим сквером воспользуются, посидят, передохнут? Да, можно кинуть лавочку на тротуаре и быть рядом с парковкой, но есть такое понятие «чувство комфорта». Хочешь отдыхать, чтобы рядом никого не было. Вот в чем важность таких полупустынных общественных пространств, куда можно прийти спокойно, где тебя никто не трогает, где нет большого трафика. На Кировке невозможно отдохнуть, потому что там постоянно аудиореклама, уличные музыканты, попрошайки, там большой трафик, там невозможно спокойно сидеть и читать книгу.
Какие еще есть проекты в задумке?
Наша глобальная цель — сделать город, хотя бы центр, комфортным для прогулок в нем. Центр — это единственное, что у нас осталось красивого. Все остальное можно переделывать. Новые микрорайоны построены и спланированы совершенно варварским способом. И там никогда не будет комфортно и уютно. С чего начинается хороший город? С удобной тротуарной сети. К сожалению, в городе большая беда с тротуарами. В центре до сих пор есть места, где нет тротуаров — люди, ходят по земле. Я уже анонсировал проект «Грязь» — это реорганизация всех мест с открытым грунтом. Это все те места, где просто земля, на ней не растет трава или она уничтожена парующимися автомобилями. Открытый грунт — это причина огромнейшего количества грязи и пыли в городе.
Что за проект «Челябинский урбанист» — есть ли у вас команда и кто вас финансирует?
«Челябинский урбанист» — это любой челябинец, который согласен с идеей комфортного города и хочет сделать город красивее, чище, удобнее и лучше. Я стал об этом писать и стали приходить сообщения с предложениями о помощи. Кто-то готов помочь руками, материалами, деньгами. Я существую на собственные деньги. Мы на сайте организуем «донат-кампанию», чтобы собрать деньги на материалы, краски. Вот мы раскрашивали серые коммуникационные шкафы под арт-объекты, очищали их от объявлений, от ржавчины и делали там какую-нибудь красивую инсталляцию. Собственно говоря, я хотел бы, чтобы мне платил город за то, что я делаю, но, к сожалению, у города нет вакансии «урбанист».