Каких результатов МФЦ для бизнеса добился за эти годы, насколько активно южноуральцы пользуются его услугами и что за перспективы ждут структуру в ближайшее время. Обо всем этом рассказал гендиректор Фонда развития предпринимательства Челябинской области «Территория бизнеса» Артур Юсупов.
Два года «Территории бизнеса». Чего удалось достичь?
Взаимодействие предпринимателей с государством было связано с некоторыми стереотипами. Первый о том, что это очень сложно, непонятные процедуры и механизмы. Вторая история о том, что помощь оказывается почему-то только своим предпринимателям, приближённым. Третье — то, что непонятно, куда идти, куда обращаться. Перед этими вызовами мы стояли на этапе создания «Территории бизнеса». Наша задача была в том, чтобы сделать одно понятное «окно», где можно задать любой вопрос, не нужно искать, куда обращаться — зайди на сайт и реши все свои вопросы.
Удалось, на ваш взгляд, за два года сделать отношения государства и предпринимателей у нас на Южном Урале теплее?
Любой проект надо измерять какими-то индикаторами. Мы посчитали, что базовый год — 2016, потому что «Территория бизнеса» была открыта в середине 2017 года. За это время те структуры, которые были созданы для поддержки бизнеса, оказали 2400 услуг нашим предпринимателям. При том, что у нас 146 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, мы считает, это очень мало. «Территория бизнеса» за два года своей работы оказала более 60 тысяч услуг, то есть в год порядка 30 тысяч. Это говорит о том, что взаимодействие государства с бизнесом участилось более чем в 10 раз.
Какие именно услуги вы оказываете и какие сервисы сейчас доступны для наших бизнесменов?
Если от самого базового пойти, то это консультационные услуги. То есть любой предприниматель может получить консультацию по любому вопросу: как вести бизнес, вопросы по персоналу, финансам, маркетингу, налоговому учёту, бухгалтерскому учёту. Второй блок связан с бизнес-образованием.
Практика работы «Территории бизнеса» распространяется и на другие регионы. Насколько эта история успешна, и были ли вы в тех городах, где тоже пытаются помогать предпринимателям через «центры одного окна»?
Действительно, уже более чем в 30 регионах появились такие центры по нашей модели. Я, конечно, во всех не был, это сложно, но в какой-то части этих центров я побывал. Например, не так давно у нас был Ялтинский экономический форум, я был в Крыму. Соответственно, мы заезжали в Симферополь, у нас была сессия по обмену опытом, мы там были в центре «Мой бизнес». Могу сказать, что наша «Территория бизнеса» помасштабнее с точки зрения объемов, количества услуг, консолидации, которая произошла.
Образовательная и финансовая помощь — это всё бесплатно или за что-то надо будет доплатить?
Всё, что мы делаем в части консалтинга (это тоже, на секундочку, около 15 тысяч проконсультированных предпринимателей), — это бесплатно с точки зрения бизнес-образования, ивентов, форумов, семинаров, курсов. С точки зрения финансовой поддержки я бы так ответил: мы отказались от всех грантов, субсидий, которые влекли за собой иждивенчество, то есть когда деньги раздавались бесплатно, и обязательства получались размытые. Проблема получается в том, что не очень большой охват: деньги раздаются, но не возвращаются. Мы полностью от этот системы отказались и перешли на систему возвратной поддержки.
Какие планы по развитию «Территории бизнеса» стоят на ближайшее время?
Мы считаем, что «Территория бизнеса» — это не только город Челябинск, это всё-таки вся Челябинская область, и мы работаем со всей областью, но мы чувствуем, что нам не хватает рук. Сейчас наша стратегия — открыть подразделения «Территории бизнеса» в формате фронт-офисов. Уже в тестовом режиме они работают в Магнитогорске, Златоусте и Кыштыме. В то же время мы чётко понимаем, что мы живём в 21 веке, веке цифровых технологий и решений и диджитализации. Поэтому вторая наша стратегия, по которой мы двигаемся, — это цифровизация. Чуть больше месяца назад мы представили первую бета-версию нашего мобильного приложения. Оно есть и на IOS, и на Android, пользователи могут скачивать. Наша задача в том, чтобы сервисы, которые государство дает в формате «Территории бизнеса», были доступны с экрана мобильного телефона здесь и сейчас в любой точке мира. И третье направление, куда мы двигаемся (это точно первое в России, в мире такого пока нет), — с этого года мы создали службу клиентских менеджеров «Территории бизнеса». Это значит то, что сейчас появляется персональный менеджер предпринимателя по всем вопросам взаимодействия с ним.