Наибольшую гибкость в постоянно меняющихся условиях из-за пандемии коронавируса пришлось проявлять субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно на них легла наибольшая нагрузка после локдауна. С какими потерями подошел бизнес к концу года и какие перспективы его ждут в будущем, ответственному редактору «Business FM Челябинск» Ивану Сухоносову рассказал председатель регионального отделения и вице-президент всероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Артем Артемьев.
— Артем Александрович, был непростой год, пандемия коронавируса и ограничения. Согласно федеральной статистике, за 2020 год количество предприятий сократилось на 14%, из них 9% — компании из числа малого и среднего бизнеса. По данным налоговой инспекции, сектор малого и среднего бизнеса сократился всего на 3,5%.
— Да, действительно, год особенный во всех отношениях. Мы столкнулись с вызовами, которых прежде не знали. Что касается численности МСП в области — на 7,5 тысяч сократилось количество субъектов, но это ведь связано и с тем, что налоговая проводит актуализацию, чистку реестра, а не только с тем, что предприниматели уходят с рынка. Общее количество пришедших в бизнес увеличилось на 15 тысяч. Это касается и других форм бизнеса, например, самозанятых. Конечно, во втором квартале года мы фиксировали исторический минимум. Локдаун, неопределенность — и бизнес застыл в ожидании. Это не по своей воле, потому что многие были вынуждены приостановить работу. Тогда более 80% отмечали падение объема продаж, но были и те, у кого этот объем увеличился. В третьем квартале мы увидели, что ожидания второй волны продолжали негативно сказываться. В то же время продолжали доходить формы поддержки, кредиты, и тогда уже 25% компаний объявляли о том, что они готовы увеличивать штат. Свежие данные Банка России гласят, что с 20 марта по 2 декабря было выдано кредитов по программе господдержки на 1,5 миллиарда рублей — 671 кредит на неотложные нужды, для поддержки сохранения занятости. Есть еще кредиты на возобновление деятельности под 2%, их выдано 5596 на общую сумму почти 9,5 миллиардов рублей. На наш взгляд, помощь должны были получить гораздо большее количество предпринимателей, но была пресловутая история с ОКВЭД. Сам бизнес, многие раздумывали — брать или не брать, в итоге потеряли время. К сожалению, были и те, кто по всем признакам проходил, но банки им эти кредиты не выдали.
— Расщепление по сегментам, перетоки произошли? Малоформатная торговля по статистике резко сократилась. Торговля не продуктового сектора сократилась, перевозки.
— Из пострадавших отраслей можно много перечислять. В то же время некоторые участники рынка — те же рестораторы — говорят о том, что их ситуация заставила адаптироваться. Раньше, как они сами говорят, они продавали время. Я тоже думал, что в ресторане продают еду, оказывается, нет. По мнению продвинутых рестораторов, продается время, которое ты готов провести с друзьями в хорошей обстановке, поговорить под хорошую еду. Сейчас, когда они вынуждены переориентироваться на доставку, они продают праздник. Это касается самых продвинутых. Есть такие, кто организует доставку качественной еды с хорошей подачей, но уже в домашних условиях. И праздник приходит к людям домой. Если есть у бизнеса настрой, он, превозмогая все, идет вперед и, получая ясные сигналы, утраивает усилия. Мы видим, что бизнес, которому посчастливилось в программы попасть, продолжает расти. Они закупают новое оборудование, нанимают новых сотрудников и идут вперед.
— Какие отрасли?
— Это касается производства, у кого действительно были нужные ОКВЭДы. Некоторые коллеги из сферы внутреннего туризма, но их немного. Производство пищевых продуктов тоже на коне.
— Статистика указывает, и вы подтверждаете, что сейчас бизнес адаптировался, стал гибким к новым условиям. Происходит восстановление во всех сферах?
— Конечно, не по всем сферам. К примеру, мы знаем, что организации, которые оказывали образовательные услуги, переходят в новый формат — онлайн. Опять-таки, если мы говорим о восстановлении, то восстановлению к какому уровню? Жесткого локдауна?
— К примеру, 2019 года.
— Нет, конечно. Общепит и сфера гостеприимства говорят, что они не дополучат той выручки, которая была в 2019 году. В то же время в выигрыше оказались продавцы игрушек. Потому что были пособия на детей. Перед Новым годом президент снова объявил, что родители получат еще по 5 тысяч рублей на детей. Те, кто работает на рынке товаров для детей, точно говорят, что они в хорошем плюсе относительно 2019 года.
— Артем Александрович, ваши прогнозы на 2021 год. Что произойдет с бизнесом? Все вакцинируются и забудут как страшный сон 2020 год? Все восстановится, рестораны откроются? Что будет?
— Мы считаем, что бизнес свою вакцину уже получил. Те предприниматели, которые поняли, что фактор скорости — это ключевой фактор, оказались в выигрыше. Мы видим, что заинтересованность в экспорте возросла многократно. И колебания валютного курса говорят о том, что сейчас выгодно экспортировать. Наш комитет по экспорту «Опоры России» отмечает всплеск интереса предпринимателей к этой теме. В 2021 году больше компаний точно выйдут на экспорт. Будет год продолжения изменений, поэтому мы ожидаем, что вирус мы точно победим, сообща, и настрой окончательно поменяется в сторону роста, продуктивной работы и роста инвестиций. Уже более 30% говорят о том, что они готовы инвестировать в свой бизнес. Это тоже хороший показатель.