В Челябинске проходит десятый международный театральный фестиваль-лаборатория «Человек театра». На него приехали коллективы из разных городов России и других стран. Как мероприятие отражает сегодняшнюю мировую ситуацию? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказали директор фестиваля и директор Нового художественного театра Антон Токарев и главный режиссер Ереванского государственного театра пантомимы Жирайр Дадасян.
— Десятый международный фестиваль уже в самом разгаре. По традиции много гостей приехало. Пару слов о программе.
— У нас на фестивале «Человек театра» обычно достаточно обширная программа. Этот год не стал исключением. Около 15 театров из городов России и зарубежья. Программа получилась разнообразной, представленной разными жанрами — экспериментами и классическими, традиционными постановками с поиском смысла. Как мне кажется, каждый зритель здесь найдет для себя то, что ему более интересно и близко, и сможет это посмотреть. К нам на фестиваль приехали наши друзья, которых мы знаем уже много лет. Приехали новые коллективы, которые раньше не приезжали к нам. Из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Из постоянных гостей — это пермский театр «У моста».
— Да, программа, конечно, в этом году шикарная. Жирайр, в какой раз ваш коллектив принимает участие в этом фестивале? Почему к нам приезжаете?
— Почему к вам приезжаем — это отдельный вопрос. Потому что мы уже любим этот город. Мы второй раз участвуем. Первый раз было в 2017 году. Полюбили этот город и зрителя. Потрясающий зритель, действительно. А потом подружились с Новым художественным театром и Евгением Гельфондом, потрясающим режиссером. На фестивале я, как член экспертного совета, смотрел спектакли. И лучшее за эти дни — его спектакль «Метель». Советую всем, кто не смотрел, обязательно сходить.
— Вы привезли в Челябинск две постановки: «Оффлайн» и «Вовнутрь». Расскажите, о чем они? В чем их особенность?
— Это камерные спектакли, не очень большие, но в них задействовано много актеров. Эти спектакли уютные, можно сказать. Но проблематика, которая там поднимается, очень важна на сегодняшний день. Потому что мы все живем сейчас в такой ситуации, что подрастающее поколение все время проводит в онлайн. И хочется вернуться к тому, что у нас было. Наши герои вспоминают свое детство, дворовые игры. Это комфортное состояние человеческого общения между собой. Именно об этом и говорится в нашем спектакле.
— Да, это то, чего сейчас не хватает. Антон, в отличие от прошлых лет из названия фестиваля убрали латиницу. Почему?
— Это связано с несколькими обстоятельствами. Первоначально, когда задумывался фестиваль, и когда он прошел большой путь, поменялись ощущения, взаимоотношения. Если вы помните старое написание, то там основная часть была сделана латиницей, где выделялось слово Chel. Это была отсылка к слову человек и к Челябинску. Учитывая современные политические реалии, когда в предыдущие годы мы могли звать датчан, норвежцев, представителей Германии, то сейчас важнее говорить о чем-то человеческом. Поэтому основным словом у нас стал «Человек театра». Это в концепции философии нашего фестиваля.
— На первый план вынести именно человека.
— Да. И плюс ко всему нужно сказать, что в этом году сложилась программа фестиваля таким образом, что здесь нет ничего комедийного, ничего развлекательного, а есть очень сложный и тяжелый местами разговор о трагедии человека. О том, что происходят переломы в его жизни, ощущении, и как он с ними пытается справляться.
— Жирайр, как вы относитесь к тому, что на сегодняшний день русскую культуру пытаются вытеснить, вычеркнуть из мировой истории?
— Я думаю, что это невозможно. Такие попытки — это смешно. Потому что русская культура, литература, театр и музыка настолько глубоко сидят в европейском мышлении. Они сами не догадались даже, что натворили, приняв такие решения. Мы у нас в Армении следим, что творится и относительно России, и относительно этих санкций. Санкции против Чайковского, Чехова или Достоевского — это просто смешно. Я думаю, что здесь вопрос в том, что нужно переосмыслить в самой России русскую культуру и выйти на новый уровень, опираясь на свои традиции, на традиции русского Православия, русской культуры. Я думаю, что это обязательно случится.